Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за ксенон или лишение прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?
Проблемы, которые создают ксеноновые лампочки
Рассмотрим основные проблемы, которые создают неправильно установленные ксеноновые лампочки:
Во-первых, свет ксеноновых ламп ослепляет водителей встречных и попутных автомобилей. Происходит это потому, что при использовании с «галогенными» отражателями свет ксеноновых ламп может быть направлен неправильно, то есть не на дорогу. В том числе нестандартные лампочки могут светить на соседние и встречные автомобили, создавая дискомфорт для водителей.
Конечно можно сказать, что это проблема других участников дорожного движения, однако думать так по крайней мере глупо. В первую очередь это проблема для самого водителя, на автомобиль которого установлены нестандартные лампы накаливания. Очевидно, что встречный автомобиль с ослепленным водителем с большой долей вероятности врежется именно в своего «обидчика», т.е. в машину с неправильно установленными ксеноновыми лампочками. Так что не стоит испытывать судьбу.
Во-вторых, распространено ошибочное мнение, что ксеноновые лампы улучшают видимость дороги, т.е. чем больше света, тем лучше видно. Причем многие водители автомобилей с «колхозным» ксеноном свято в это верят.
Разрешен ли теперь «колхозный ксенон»?
Пункт 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД), запрещает использовать передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого.
Сзади запрещено устанавливать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Если установить вместо галогенных ламп ксеноновые в обычную оптику, то с этой точки зрения нарушения закона не будет. Газоразрядные лампы будут испускать свет белого цвета, который разрешен спереди. Лишение прав за это деяние не предусмотрено. Однако инспекторы ГИБДД теперь вправе применять к водителям часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, которая имеет ужесточение внутренними приказами МВД.
Штраф составляет всего 500 рублей, но инспекторы получили возможность выносить предписание водителям в 10-дневный срок устранить или узаконить переделки конструкции транспортного средства. Если этого не произошло, машина снимается с регистрации и ездить на ней запрещено.
Нештатный ксенон отлично виден издалека, и такие машины останавливаются в первую очередь. Такая же жесткая мера может применяться к машинам с нестандартными ДХО и не утвержденной подсветкой днища, колесных дисков и арок колес.
Что считается нарушением
В России ксеноновый свет тотально не запрещен. Но такие световые приборы должны быть легально установлены:
- автомобиль оснащен «дневным светом» уже на заводе. Такая информация будет содержаться на маркировке фар и в руководстве к машине;
- ксенон допустим параметрами машины, но на заводе не устанавливался. То есть имеется другой вид освещения. И есть возможность без переделок поставить газоразрядные лампы;
- заводом не предусмотрен, но пройдена процедура узаконивания. Получена тех.экспертиза, произведена регистрация в ГИБДД переоборудования автомобиля. А именно, установки ламп, блока розжига, автокорректора, омывателя фар. Но эта процедура могла быть пройдена до 2015 года. Теперь переоборудование не регистрируют.
Во всех прочих случаях ксеноновый свет недопустим.
Иногда встречаются затруднительные ситуации. Маркировка фар предусматривает различные комбинации ксеноновых элементов: только ближний свет (DC), только дальний (DR), одновременно и ближний и дальний (DCR).
Если установить ксеноновую лампочку на дальний режим освещения, а фара предусматривает возможность ксенона только на ближний, то налицо нарушение. И также относительно установки газоразрядной лампы на ближний свет, когда разрешено только на дальний.
В: Лишают ли прав за ксенон?
О: Такое наказание применяется при наличии одновременно двух условий: нарушение режима работы световых приборов и цвет ламп отличается от разрешенного (белого/желтого/оранжевого). При отсутствии хотя бы одного критерия водителя ждет штраф 500 руб.
В: На какой срок могут лишить прав?
О: При несоответствии режима работы фар и цвета, не отвечающего законным требованиям, водителю грозит лишение за ксенон на срок 6-12 месяцев.
В: Можно ли ставить ксенон в обычные фары?
О: В фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания (в т.ч. галогенными), применение ксеноновых ламп не допускается.
В: Какой штраф за биксенон?
О: Наказание за установку внештатного биксенона на авто такое же, как и за ксенон — штраф либо лишение прав.
Общаемся с инспектором, если у вас установлен ксенон
Итак, инспектор ГИБДД остановил Вас за ксенон. Что делать?
1. Просим инспектора предъявить служебное удостоверение в развернутом виде. После чего переписываем данные удостоверения, номер нагрудного жетона и телефон дежурной части. Данные сведения Вам пригодятся в случае возникновения какой-либо конфликтной ситуации, например, обращения в суд для обжалования действий инспектора.
2. Согласно Приказу МВД РФ от 02.03.2009 года № 185, для того, чтобы остановить транспортное средство, должны быть веские причины. Получается, что незаконный ксенон относится к признакам нарушения, которые были установлены визуально. Обратите внимание на то, что за данное нарушение вас могут остановить где угодно, так как на стационарном посту отныне останавливают только для проверки документов. При этом остановка инспектором запрещена в тех местах, где их остановка запрещена ПДД.
3. Для того чтобы инспектор убедился в том, что у вас установлен «левый» ксенон, ему необходимо будет открыть капот.
Часть 1 статьи 27.9 КоАП РФ:
Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Так как это будет являться досмотром (не путать с осмотром), то для этого необходимо обязательное присутствие двух понятых или видеосъемка.
Часть 2 статьи 27.9 КоАП РФ:
Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
4. В протоколе о досмотре транспортного средства должна быть указана вся информация о том, кто его составлял, в отношении кого он составлен, а так же все, что касается вашего автомобиля. В графе «Обязанности и права разъяснены» указываем «Права и обязанности не разъяснены» — проставляем подпись, но только в том случае, если это действительно так.
Важно: Инспектор обязан именно разъяснить Вам права, а не указать на самостоятельное прочтение их на обороте. По требованию водителя инспектор должен разъяснить порядок обжалования своих действий, сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.
5. При заполнении протокола, в графе «объяснения лица» указываем, «с вменяемым нарушением не согласен. Требую помощи адвоката». Зачастую, существует большая вероятность выиграть дело и добиться того, чтобы водительские права остались у вас на руках.
6. Направить автомобиль на штрафстоянку не имеют права.
Устанавливать ксенон самостоятельно в 2024 году можно, но только соблюдая технические правила и нормы. При этом правильнее обращаться в специализированные центры.
Один из вариантов – приобретение переоборудованных фар у производителя. Они должны соответствовать ГОСТу, что производитель должен документально подтвердить.
В 2024 году запрещено менять световые приборы в фарах автомобиля на ксеноновые лампы, предназначенные для другого типа освещения. Например, установка ксенона в галогенные фары.
Такие манипуляции приводят к высокой аварийности, неправильный свет слепит водителей встречных авто. А у инспекторов ГИБДД появляется повод наказать нарушителя в виде оформления штрафа или лишения прав.
Если автомобиль предназначен для ксенона, на фарах обязательно присутствует отметка с буквой D.
То же самое касается монтажа в противотуманные фары. В 2024 году допускается заводская установка или смена световых приборов, если такая возможность предусмотрена производителем. Об этом укажет маркировка на фарах. Наличие буквы D дает зеленый свет ксенону.
В 2024 году в сфере наказаний за ненадлежащее освещение автомобиля сохранились те же правила, что и в прошлом году. Автолюбителей, неправильно установивших ксеноновые лампы, штрафуют за:
- противотуманки;
- прожектор на крышу;
- незнание о незаконной установке ксенона.
Водители часто пробуют доказать свою невиновность в суде. Они говорят, что транспортное средство было приобретено с ксеноном. А легальный он или нет, они не знали. Однако такое оправдание не срабатывает.
На это есть две причины:
- Как правило, газоразрядные лампы, установленные с нарушениями, обнаруживаются еще при переоформлении авто. Сотрудники ГИБДД досконально проверяют транспортное средство. Если ксенон установлен с нарушениями, автомобиль не переоформляют. Владельца авто штрафуют и требуют исправить нарушения.
- Если же покупатель сразу не переоформил авто и действительно приобрел его с нелегальным освещением, штраф за установку ксенона в 2024 году в любом случае ложится на него.
Ксенон, действительно, хорош. Но только тогда, когда автомобиль предназначен для его использования. Он будет хорошо освещать путь и в темноте, и в тумане. Будет служить долго и надежно. В других случаях он потенциально опасен для самого водителя и для других участников движения. К тому же обладателю нелегальных газоразрядных ламп освещения вряд ли удастся сохранить права после встречи с инспектором ГИБДД. Все это лучше учесть заранее, решая, нужен водителю ксеноновый свет или нет.
Когда можно лишиться своего удостоверения?
За ксенон лишают прав только при условии, если соответствующие лампочки устанавливаются в фары, которые не предназначаются для таких осветительных приборов. Все владельцы автомобилей должны помнить, что при таких условиях создается опасная ситуация во время вождения, так как ослепляются водители встречных машин. Это может стать причиной возникновения аварии.
При покупке непосредственных фар учитывается маркировка, на основании которой выбираются подходящие лампочки. Только при соблюдении данных условий можно избежать лишения водительского удостоверения.
Могут ли за ксенон лишить прав, если лампы установлены в подходящих фарах? При таких условиях автоинспектор не имеет права выписывать протокол или применять к водителю какие-либо меры наказания.
Как избежать лишения прав за ксенон?
Это неприятное событие для каждого владельца транспортного средства. Поэтому если человек принимает решение установить внештатный ксенон, то ему придется подготовиться к возможным негативным последствиям. Лишают ли прав за ксенон? На практике судьи наиболее часто принимают такое решение, поэтому водители лишаются своего удостоверения на значительный срок.
Избежать такого жесткого наказания можно с помощью разных методов:
- ксеноновые лампочки должны устанавливаться только в специальные фары, предназначенные для этих целей, так как в этом случае даже за внештатный ксенон суд не сможет привлечь водителя к ответственности;
- на таких фарах должна быть специальная маркировка, представленная буквой D;
- дополнительно можно воспользоваться особыми тюнинговыми фарами, в которых имеются вставки из линз, так как в них можно устанавливать ксеноновые лампочки, но температура свечения не может превышать 4300 К;
- если человек желает, чтобы его фары хорошо светили, то установка ксенона не всегда является наиболее рациональным решением проблемы, так как нередко помогает стандартная полировка фар, которые мутнеют с течением времени;
- если автоинспектор обнаруживает нарушение, то он требует открыть капот, но этот процесс выполняется только при наличии свидетелей и составлении протокола досмотра, поэтому если водитель будет требовать соблюдения всех требований, то сотрудник ГИБДД может просто отказаться от привлечения его к ответственности.
Многие автовладельцы уверены, что избежать наказания удастся путем передачи взятки автоинспектору. Но такие действия являются незаконными, поэтому если сотрудник ГИБДД будет добросовестным работником, то он может зафиксировать действия водителя, после чего гражданин привлекается к уголовной ответственности, которая представлена не только значимым штрафом, но и даже лишением свободы на длительный срок. Поэтому желательно отказаться от попыток освободиться от ответственности незаконными способами.
Аннулирование регистрации за ксенон
Если конструкция автомобиля каким-либо образом изменяется вне предусмотренных заводом пределов, то авто перестает удовлетворять требованиям техрегламента. Такой автомобиль могут снять с регистрации без участия его собственника. Чаще всего к такой мере прибегают, если конструкция ТС претерпела сильные изменения, например, было установлено газобаллонное оборудование. Однако в теории снять с учета могут и за нелегальную установку ксенона – это будет законно.
Через некоторое время после того, как инспектор ГИБДД выпишет протокол за установку ксенона, может прийти извещение о завершении регистрации ТС. Также водитель получит письменное требование перепройти техосмотр в ГИБДД. Если во время ТО нарушений выявлено не будет, авто снова встанет на учет.
Если же не обратить внимания на данное требование и продолжить ездить без регистрации, можно получить еще больше штрафов. Первый же остановивший инспектор может пробить данные водителя по базе и узнать о прекращении регистрации. В таком случае он выпишет штраф 500 руб. по ч. 1 ст. 12.1 КоАП. При следующей остановке наказание будет строже: штраф 5000 руб. или лишение прав до 3 месяцев.
Чем опасны ксеноновые фары?
Освещение типа ксенон очень эффектно. Такие фары ставят те, кто хочет выделиться на дороге. Тем не менее, они не соответствуют ГОСТам и мешают безопасному движению на дорогах города и трассы по следующим причинам:
- Ксеноновые фары слепят встречных водителей. Законы физики подтверждают факт, что если установлены галогеновые отражатели и ксеноновые лампы, то свет будет рассеиваться и направляться в разные стороны, но не на дорогу. Соответственно водителям, которые движутся навстречу, свет будет ярко светить в глаза. Особенно это заметно и мешает в вечернее и ночное время.
- Светильники данного типа не освещают ярче проезжую часть, поэтому это не является существенным аргументом для инспекторов ДПС о том, что свет таких фар улучшает видимость на трассе. Если свет яркий это не значит, что он наиболее качественный.
Можно ли легализировать установленный ксенон?
Пару лет назад существовала возможность легализирования газоразрядных ламп. Для этого необходимо было пройти множество проверок и инстанций. Если все работало исправно, то водитель с легкостью мог получить разрешение на такой тюнинг. Сегодня же категорически запрещена самостоятельная установка ксенона. Какой штраф грозит за несоблюдение нормы и ГОСТа, мы выяснили ранее. В случае если установка ксенона была произведена еще до его запрета, он может быть демонтирован только по желанию водителя.
Опытные водители рекомендуют при большом желании установить газоразрядные лампы и договориться с инспектором. Мы вам настоятельно рекомендуем не использовать данный метод, чтобы не только не потерять удостоверение, но и не сесть за решетку.
Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля
В какие фары можно ставить ксенон, мы разобрались, но как отличить ксеноновую фару от обычной? Кроме того, даже фары для ксенона могут различаться по типу используемых ламп. Разобраться в этом вопросе несложно: достаточно знать международную маркировку, которая проставляется прямо на корпусе светового прибора:
- С — для ближнего света, R — для дальнего света, СR — двухрежимного (ближний/дальний) с обычными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
- HС — для ближнего света, HR — для дальнего света, HСR — двухрежимного (ближний/дальний) с галогенными лампами (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
- DС — для ближнего света, DR — для дальнего света, DСR — двухрежимного (ближний/дальний) с газоразрядными источниками света, включая биксенон (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).
Таким образом, для ксеноновых ламп пригодны лишь фары с маркировкой DC, DR и DCR. Причем ксеноновые лампы ближнего света можно устанавливать только в приборы с маркировкой DC DCR, а дальнего – с DR и DCR. Вполне очевидно, что ксенон нельзя использовать в фонарях с маркировкой HC (С), HR (R) и HCR (CR): они предназначены для ламп накаливания (в том числе галогенных) и оснащены абсолютно другой оптической системой.
Что нужно знать про регламенты режима работы ксеноновых фар
Тут все немного запутанно, давайте разберемся вместе. Монтаж ксенона в фары, не предназначенные для него, негативно сказывается на режиме их работы. Хоть аргументация ДОБДД не особо глубокая и дана общими словами о том, что установка ксенона влияет на некорректную работу рассеивателей и прочих элементов фары, доказать обратное вы вряд ли сможете.
Хотя, конечно, если углубиться в тему и изучить регламент Таможенного союза касательно безопасности транспортных средств, то найти какие-либо ограничения на режим работы, кроме того, что он должен быть постоянным или мерцающим для разного вида световых приборов, затруднительно. То есть, поворотники и аварийка могут мигать, ближний и дальний свет должны быть стабильны, и, пожалуй, на этом ограничения заканчиваются.
Ксенон, согласно такому описанию норм, получается, не запрещен, не зависимо от его цвета или режима работы фар. Помните об этом и аргументируйте при встрече с сотрудниками ГИБДД. Однако, как показывает практика, отстоять свои права возможно только в случае расхождения восприятия в цвете ксенона, а вот с режимом работы это вряд ли удастся. И то, если ваши фары не светятся, очевидно, синим.