ВС вернул автоправа из-за неправильно составленного протокола

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС вернул автоправа из-за неправильно составленного протокола». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Ситуация, когда возникает необходимость оформить протокол о направлении на медицинское освидетельствование, возникает при наличии явных признаков, свидетельствующих об опьянении или в случае, если водитель имеет отношение к совершению дорожно-транспортных происшествий. В большинстве случаев это происходит по первой из этих причин.

Вс разрешил подозреваемым в опьянении водителям сдавать не мочу, а кровь

Верховный суд (ВС) РФ разъяснил алгоритм действий в случаях, когда подозреваемый в опьянении водитель не может сдать анализ мочи: правовые нормы позволяют взять на исследование кровь, а замена анализа не считается отказом от прохождения освидетельствования.

Суть дела

В высшую инстанцию с жалобой обратился водитель из Кисловодска, которого на 1,5 года лишили права управления транспортом и оштрафовали на 30 тысяч рублей за отказ пройти медицинское освидетельствование. Апелляционная и кассационная инстанции сочли это решение законным.

Согласно материалам дела, проверка на месте задержания дала отрицательный результат, но сотрудник ГИБДД был уверен, что водитель не трезв и отправил его на обследование в медучреждение. При этом автолюбитель на это согласился.

Однако врачи сочли, что он сфальсифицировал пробы мочи, поэтому биологический объект для химико-токсикологического исследования не направлялся, а врач вынес заключение «от медицинского освидетельствования освидетельствуемый отказался».

  • Между тем водитель подчеркивал, что анализ он не подменял, но просил врача взять у него кровь, поскольку долгое время не мог сдать мочу в силу физиологического состояния.
  • Позиция ВС
  • Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения утвержден приказом Минздрава от 18 декабря 2015 года №933н, вступившим в силу, за исключением отдельных положений, с 26 марта 2016 года, напоминает ВС.

«Пунктом 6 приложения №3 к указанному Порядку определено, что при наличии у освидетельствуемого острых заболеваний, состояний, представляющих угрозу его жизни, или если в течение 30 минут после направления на химико-токсикологические исследования свидетельствуемый заявляет о невозможности сдачи мочи, производится отбор крови из поверхностной вены в объеме 15 мл в две пробирки (флакона) объемами 10 мл и 5 мл. Пробирка (флакон) с 5 мл крови хранится в химико-токсикологической лаборатории как контрольный образец. Вторая пробирка (флакон) с 10 мл крови (анализируемый образец) используется для проведения химико- токсикологических исследований», — указывает высшая инстанция.

В данном деле, согласно медицинскому акту, у водителя взяли первую пробу выдыхаемого воздуха, а второе исследование не проводилось.

При этом мочу у освидетельствуемого взяли лишь спустя более 4 часов после начала освидетельствования.

Допрошенный в суде врач пояснила, что водитель около 6 часов не мог сдать анализ и просил взять у него на исследование кровь, но она отказалась. Когда же автовладелец наконец сдал мочу, то медики установили, что биологическая среда является фальсификатом в связи с несоответствием температурной норме. Данный инцидент врачи трактовали, как отказ пройти от освидетельствования.

Таким образом, судами надлежащим образом не проверены доводы водителя и его защитника о нарушении порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, считает ВС.

Кроме того, заявитель просил разобрать его дело по месту жительства, но сведений о рассмотрении этого ходатайства в материалах дела не содержится, указывает он.

Также суды не проверили разночтениях в материалах: ГИБДД указала, что направляет водителя на освидетельствование из-за отрицательного результата исследовании на месте, но достаточных оснований подозревать, что он пьян. Однако в протоколе основанием для направления на освидетельствование указан «отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения».

  1. Таким образом, нельзя прийти к выводу, что мировой суд и последующие инстанции всесторонне, полно и объективно рассмотрели дело, считает высшая инстанция.
  2. В связи с чем ВС отменил решение Кисловодского городского суда и постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции и направил дело на новое рассмотрение в Кисловодский городской суд.
  3. Алиса Фокс

Рассмотрение судами дел об отказе от прохождения медицинского освидетельствования

Многие водители считают, что отказ от медицинского освидетельствования является незначительным нарушением. Особенно это касается случаев, когда водитель отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, будучи уверенным в своей трезвости. При рассмотрении данного нарушения в первую очередь следует отметить, что ответственность здесь наступает не за управление в состоянии опьянения, а за отказ от медицинского освидетельствования. Следует также помнить, что за отказ от медицинского освидетельствования наступает точно такая же ответственность, как и за управление в состоянии опьянения.
Дела об отказах от медицинского освидетельствования имеют свои юридические тонкости и нюансы. Вместе с тем, видя перед собой рядового водителя, судьи почти не вникают в обстоятельства дела и выносят в отношении «отказника» шаблонное постановление о признании виновным.
Судебная практика свидетельствует о том, что вернуть водительские права за отказ от медицинского освидетельствования реально. Доказать в суде отсутствие оснований для привлечения водителя к административной ответственности за отказ от прохождения освидетельствования возможно, в частности, одним из следующих способов:

  • доказать, что водитель не управлял транспортным средством;
  • доказать незаконность предъявленного водителю инспектором ГИБДД требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • доказать нарушение порядка направления водителя на медицинское освидетельствование;
  • доказать, что имел место отказ от освидетельствования, а не отказ от медицинского освидетельствования.

Отказ от освидетельствования

Отказ от медицинского освидетельствования возможен. Данная информация заносится в журнал. В акте указываются причины, по которым исследование не было проведено. Но если гражданин отказался сразу при назначении процедуры, акт не заполняется вовсе.

По результату проведения исследования выносится заключение. Оно содержит конечный результат — признание лица находящимся в состоянии опьянения или противоположный результат.

Отказ от освидетельствования, как правило, приводит к ужесточению ответственности. При отсутствии доказательств того, что гражданин был в состоянии опьянения, при правильном оформлении протокола сотрудниками ГИБДД гражданин будет лишен права управления транспортным средством. Суды воспринимают отказ как попытку сокрытия состояния опьянения. Поэтому не рекомендуется игнорировать требования сотрудников МВД.

Стандартная проверка водителя на состояние опьянения

Цель «плохого» сотрудника ГИБДД состоит в том, чтобы лишить законопослушного гражданина его водительского удостоверения или получить от него хорошую взятку.

Поэтому обычно общение с «плохим» инспектором начинается с намеков на то, что водитель подозревается в управлении автомобилем в состоянии опьянения. На практике многим водителям достаточно лишь намека, чтобы «решить вопрос на месте». Особенно это касается автовладельцев, которые действительно употребляли алкогольные напитки в предшествующие дни.

Чаще всего инспектор начинает общение с фразы: «Что-то Вы неуверенно управляете автомобилем, товарищ водитель». Данная фраза не должна сбить Вас с толку. Лучше всего сразу же после нее зафиксировать номер нагрудного знака сотрудника ГИБДД и записать данные его служебного удостоверения.

Если водитель не ведётся на первую фразу инспектора, то появляется предложение по поводу проведения освидетельствования на состояние опьянения. Причем это предложение может быть сделано очень просто. Водителю предлагают подуть в алкотестер непонятного происхождения, который может быть подложным или настроенным на выдачу результатов в интересах инспектора.

По результатам проведенного измерения начинается «собеседование» по поводу последующих перспектив. В данном случае водитель попал в непростую ситуацию, выбраться их которой без потерь довольно проблематично.

Требования к медицинской организации для проведения медицинского освидетельствования

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения, как и любая медицинская деятельность, подлежит лицензированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. В приложении к лицензии должно быть указано выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

Читайте также:  Требования к огнетушителю для автомобиля

При этом освидетельствование опьянения официально разрешается проводить с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей), соответствующих установленным требованиям (п.3 Порядка).

Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения утверждены приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н.

Так, помимо прочего, в салоне должна быть обеспечена возможность размещения:

  • прибора для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (1 шт);
  • анализатора для химико-токсикологических исследований (1 шт);
  • контейнеров для сбора мочи с измерением температуры и рН, пробирок вакуумных для сбора мочи, держателей для переноса мочи в пробирку (50 шт);
  • резиновых перчаток (не менее 20 пар);
  • термометров для измерения температуры тела (2 шт);
  • тонометров механических (2 шт);
  • фонендоскопов (2 шт);
  • молоточка неврологического (1 шт);
  • комплекта средств для дезинфекции салона;
  • средств связи;
  • документов, используемых при проведении медицинского освидетельствования, в том числе бланков актов.

Поскольку законодательством не установлен стандарт оснащения кабинета медицинского освидетельствования, то при лицензировании, а также при организации работы могут по принципу аналогии закона применяться требования к оснащению передвижного пункта.

При этом в п.10 порядка указано, что для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

К лицензионным требованиям также относится наличие заключивших с организацией трудовые договоры работников.

В некоторых случаях проводят медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В число этих случаев входит «пьяная» езда, совершение преступления под воздействием алкоголя или наркотиков, употребление алкогольных напитков или наркотических веществ несовершеннолетними, личная инициатива гражданина. Обследование проходит в медицинском учреждении. Оно состоит из врачебного осмотра, исследования с помощью прибора для изучения выдыхаемого человеком воздуха, анализа крови и мочи. По результатам процедуры составляют акт. Отказ от прохождения процедуры в ряде ситуаций может повлечь административную ответственность. В случае, если обследование проходит водитель, размер наказания при отказе не будет отличаться от такового при установлении факта опьянения.

Что нужно знать о направлении на медосвидетельствование

Согласно части 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ медицинскому освидетельствованию в отношении опьянения подвергаются лица, управляющие транспортом соответствующего вида.

В отношении нарушителя должны присутствовать достаточные основания для предположения, что это лицо пребывает в состоянии опьянения.

Если указанное лицо отказывается от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо не согласно с результатами освидетельствования, сотрудник ГИБДД выписывает направление на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в лицензированное медучреждение.

Образец направление на медицинское освидетельствование вы можете скачать ниже.

Согласно пункту 2 Правил освидетельствования № 457 от 26.06.

Внимание!

2008, утвержденных правительственным постановлением, медосвидетельствование на состояние опьянения правомерно в отношении водителей транспортных средств при имеющихся основаниях, что они находятся в состоянии опьянения, а также водителей, в отношении которых возбуждаются административные дела о правонарушениях в соответствии со статьей 12.24 КоАП Российской Федерации.

Сотрудник ДПС вправе направить водителя на медосвидетельствование, если вышеназванное лицо:

  • отказывается проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  • не согласно с результатами, полученными во время освидетельствования на алкогольное опьянение;
  • позволяет предполагать, что находится в состоянии алкогольного опьянения, даже в случае, если результат теста отрицателен;
  • дало повод к возбуждению в отношении себя дела об административном правонарушении согласно статьи 12.24 или части 2 статьи 12.30 Кодекса (в случае нанесения легкого вреда здоровью при дорожно-транспортном происшествии);
  • подозревается в совершении преступления относительно безопасности дорожного движения либо эксплуатации транспорта.

Отказ от освидетельствования на месте

Преимущества проведения экспертизы в учреждении здравоохранения (поликлиника, больница, платный центр):

  • приборы для анализа обычно более точные и проходят калибровку чаще;
  • окончательное определение состояния водителя проводиться только после результатов анализа крови;
  • если протокол и результаты тестирования были ложными и подставлены инспектором изначально, то в медучреждении он не сможет противостоять вашей правоте.

По результатам обследования врач составляет заключение (карта медицинского освидетельствования), в котором указывается одно из возможных состояний:

  1. Человек трезвый, нет признаков, указывающих на алкогольное опьянение.
  2. Употреблял спиртное, но признаки опьянения не наблюдаются.
  3. Человек находится в состоянии опьянения с видимыми признаками.
  4. Пребывает в алкогольной коме.
  5. Человек употреблял наркотики или другие вещества, вызвавшие данное состояние.

Указанные формулировки приведены для примера, они могут быть изменены с сохранением сути.

Результаты сообщаются сразу после завершения диагностики. Уполномоченное лицо, доставившее подозреваемого в специализированное учреждение, получает на руки документ с заключением.

Судебно-медицинское освидетельствование проводится по направлению от ГИБДД в подотчетном учреждении здравоохранения для представления показаний в суде, который будет назначен в случае обнаружения алкоголя в организме, и будет являться юридическим заключением о лишении прав на определенный срок.

Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения

1. Лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

2. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

3. О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

5. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

6. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

7. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копия акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручается лицу, в отношении которого он был составлен.

Раздел III п.136-138. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения

[Административный регламент ГИБДД Приказ 185] [Раздел III] [п.136-138]

136. Основаниями для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения являются:

отказ лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения ;

Часть 1.1 статьи 27.12 Кодекса.

несогласие лица с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения ;

Часть 1.1 статьи 27.12 Кодекса.

наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения ;

Часть 1.1 статьи 27.12 Кодекса.

наличие повода к возбуждению в отношении лица дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 Кодекса ;

Пункт 14 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».

подозрение лица в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта .

Пункт 14 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».

137. Направление лица, управляющего транспортным средством, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения по основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется сотрудником непосредственно после выявления соответствующих оснований в присутствии двух понятых. Сотрудник обязан принять меры к установлению личности данного лица.

137.1. Факт отказа лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или несогласия с его результатами фиксируется в присутствии понятых, которые удостоверяют это своей подписью в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (пункт 137.2 настоящего Административного регламента).

137.2. О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол установленной формы . При отсутствии у водителя транспортного средства, подлежащего медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения, документов, удостоверяющих личность, сведения об этом, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае сотрудником установлена его личность, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

Приказ МВД России от 4 августа 2008 г. N 676.

137.3. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается сотрудником, его составившим, понятыми и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица от подписания протокола либо нахождения его в беспомощном состоянии, исключающем возможность подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

К протоколу о направлении на медицинское освидетельствование приобщается бумажный носитель с записью отрицательных результатов освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения.

137.4. Лицо, направленное на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, препровождается к месту его проведения в медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг, либо в специально оборудованный для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения передвижной медицинский пункт, соответствующий установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

137.5. В случае вынесения на основании результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения заключения о том, что состояние опьянения не установлено, лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.

137.6. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в котором отражены результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения, прилагается к протоколу о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Экземпляр акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения выдается врачом (фельдшером), проводившим освидетельствование, водителю транспортного средства, в отношении которого проводилось медицинское освидетельствования на состояние опьянения .

Пункт 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475.

138. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», при нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства водителем, пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения, повлекшем причинение вреда здоровью потерпевшего либо смерть человека, осуществляется в целях объективного рассмотрения дела.

138.1. При наличии достаточных оснований полагать, что водитель, не нуждающийся в медицинской помощи, находится в состоянии опьянения, направление на медицинское освидетельствование осуществляется в соответствии с Кодексом (пункты 137 — 137.6 настоящего Административного регламента). В иных случаях сотрудником составляется направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

138.2. Документы, полученные по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения, опровергающие либо подтверждающие факт совершения административного правонарушения в состоянии опьянения, что может быть признано обстоятельством, отягчающим административную ответственность, прилагаются к делу об административном правонарушении.

Документы, полученные по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения, опровергающие либо подтверждающие факт совершения преступления в состоянии опьянения, передаются старшему следственно-оперативной группы.

Другой комментарий к статье 27.12 КоАП РФ

1. Комментируемая статья определяет основания и порядок применения трех мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении — отстранения от управления транспортным средством, проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, управляющего транспортным средством. Указанные меры применяются как в отношении водителей (лиц, имеющих право на управление соответствующим транспортным средством), так и других лиц (вообще не имеющих водительского удостоверения либо лишенных права на управление транспортным средством).

Лицо считается управляющим транспортным средством с того момента, когда оно привело это транспортное средство в движение. Управляющим транспортным средством признается также лицо, которое осуществляет управление параллельно с лицом, которое он обучает вождению, а также лицо, находящееся на месте водителя в кабине буксируемого автомобиля. При этом не имеет значения длительность пути, пройденного транспортным средством. С юридической точки зрения также безразлично, в каком районе — на трассе или в безлюдном месте происходило движение.

Рассматриваемые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в отношении лиц, управляющих транспортными средствами с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторов, других самоходных дорожно-строительных и иных машин, трамваев, троллейбусов.

2. Под отстранением от управления транспортным средством понимается запрещение лицу осуществлять какие-либо действия, в результате которых транспортное средство может быть приведено в движение. Выполнение подобного запрета может обеспечиваться (при оказании противодействия) изъятием ключа из замка зажигания, принудительным извлечением водителя из транспортного средства и другими соответствующими обстановке мерами непосредственного принуждения.

Лицо, управляющее транспортным средством, подлежит отстранению от управления транспортным средством в строго определенных случаях:

— когда имеются достаточные данные полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения;

— при управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство;

— при управлении транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);

— при управлении транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);

— при управлении транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.

Целью отстранения лица от управления транспортным средством является не запрещение его эксплуатации, а недопущение управления им конкретным лицом. Лицо отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Поэтому в тех случаях, когда есть возможность дальнейшего управления этим транспортным средством другим лицом и отсутствуют обстоятельства, при которых эксплуатация транспортных средств запрещается (неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства), если транспортное средство и находящийся в нем груз не являются орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, возможно дальнейшее движение этого транспортного средства под управлением другого лица. Если транспортное средство не принадлежит отстраненному от управления лицу, может быть организован вызов владельца или его представителя для передачи транспортного средства последнему под расписку. В остальных случаях после отстранения лица от управления транспортным средством оно задерживается (помещается на специально охраняемое место) до устранения причины задержания (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).

Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

3. Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ.

Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством утверждены Постановлением Правительством РФ от 26.06.2008 N 475.

Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:

— запах алкоголя изо рта;

— неустойчивость позы;

— нарушение речи;

— резкое изменение окраски кожных покровов лица;

— поведение, не соответствующее обстановке.

4. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых.

Освидетельствование осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений.

Перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.

Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Волгоградской области

При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения уполномоченное должностное лицо проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения.

Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Форма акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения утверждена Приказом МВД России от 04.08.2008 N 676.

В случае отказа водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не составляется.

Другой комментарий к статье 27.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения представляют собой сопряженные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 данной статьи лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.3 (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца), ч. 2 ст. 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда)), ч. 1 ст. 12.7 (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды)), ч. 2 ст. 12.7 (управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством) КоАП, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения (см. также комментарии к указанным статьям).

О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения см. комментарий к ст. 12.8. Согласно п. 1 письма МВД России от 29 июня 2002 г. N 13/4-3000 при реализации положений ст. 27.12 КоАП в части установления состояния опьянения лиц, управляющих транспортными средствами, следует руководствоваться п. 1, 6 — 9 Инструкции о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования, утвержденной МВД СССР, Минздравом СССР, Минюстом СССР 29 июня 1983 г. N 45/06-14/14/К-8-347. Результаты освидетельствования необходимо отражать в акте освидетельствования участника дорожного движения на состояние опьянения (см. п. 3 комментария к ст. 12.8).

Применительно к ч. 2 комментируемой статьи имеются в виду должностные лица следующих органов административной юрисдикции:

Госавтоинспекции (см. п. 8 комментария к ст. 27.1);

Ространсинспекции (см. комментарий к ст. 23.36);

органов морского транспорта; органов внутреннего водного транспорта (см. комментарии соответственно к ст. 23.38, 23.39).

2. При применении к лицу мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде отстранения от управления транспортным средством, а также направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется специальный протокол независимо от составления протокола о совершении административного правонарушения (см. комментарий к ст. 28.2).

3. Административная ответственность за невыполнение требований должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения установлена ст. 12.26 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Постановление Верховного Суда РФ от 10.05.2016 N 127-АД16-3

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 мая 2016 г. N 127-АД16-3

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Краюшкина В.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 февраля 2015 г.

, решение судьи Верховного суда Республики Крым от 06 апреля 2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного суда Республики Крым от 12 августа 2015 г., вынесенные в отношении Краюшкина В.А. по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.

26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 февраля 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Крым от 06 апреля 2015 г. и постановлением заместителя председателя Верховного суда Республики Крым от 12 августа 2015 г., Краюшкин В.А.

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.

26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Краюшкин В.А. просит о проверке законности и обоснованности судебных актов, состоявшихся в отношении его по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 31 декабря 2014 г.

N 528-ФЗ) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Согласно части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.

Отказ водителя от медицинского освидетельствования

В соответствии с ч. 1 ст. 12.

26 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
С 01 сентября 2013 года отказ от медицинского освидетельствования (либо управление транспортным средством в состоянии опьянения) приведет одновременно к следующим неблагоприятным для водителя последствиям:
1. Лишение водительского удостоверения на срок от 1,5 до 2 лет;
2. Административный Штраф в размере 30 000 руб.;
3. Необходимость пересдачи теоретического экзамена на знание ПДД РФ после окончания срока лишения для получения водительского удостоверения;

4. Необходимость предоставления медицинской справки для получения водительского удостоверения после окончания срока лишения.

Основания для проведения

Для того чтобы остановить машину и проверить водителя алкотестером, не нужны основания.

Нетрезвость, чаще всего, сразу бросается в глаза. Но признаки опьянения имеют разную степень, поэтому «подышать в трубочку» придется каждому водителю по просьбе сотрудника ДПС.

Медицинское освидетельствование имеет четкие основания:

  • Патологические показатели концентрации этанола в сыворотке крови и воздухе становятся поводом для оформления протокола по ст. 27.12 Кодекса административных правонарушений и направления в МО для освидетельствования по всем правилам. Военные водители подчиняются не рядовому сотруднику ГИБДД, а сотруднику военной автоинспекции.
  • Если водитель совершил правонарушение за рулем, то (за исключением лиц, включенных в перечень ст. 27.12 п. п. 1 и 1.1.) его на основании протокола за подписью должностного лица (ст. 28.3 административного Кодекса РФ) также направляют в больницу. Здесь действует и постановление Правительства РФ от 2014 года.
  • Такая проверка необходима, если совершено преступление, ведется расследование по уголовному или административному делу (ст. 27.12.1, часть 2, п. 14 часть 1, статья 13 или ФЗ №3 от 07.02.2011).
  • Военнообязанные на основании протокола о нарушении также проходят освидетельствование у врачей (приложение №6 дисциплинарного устава Вооруженных сил РФ или ст. 28.7, п. п. 8 и 11 ФЗ №76 от 27.05.1998).
  • Водители, появившиеся на рабочем месте нетрезвым, направляются на медицинское освидетельствование работодателем.
  • Если в пьяном виде на перерегистрацию транспортного средства явился безработный, его направляет на проверку служба занятости все по тому же протоколу (ст. 35 ФЗ №1032-1 от 19.04.1991).
  • Самостоятельно обратившегося водителя старше 15 лет освидетельствуют по его письменному заявлению.
  • Несовершеннолетних (моложе 15) обследуют на алкоголь и наркотики на основании обращения родителей или опекуна в письменной форме (исключение – подпункт 9 ст. 27.12 о полной дееспособности).
  • Недееспособных тоже приходится освидетельствовать, поскольку они могут стать участниками, виновниками, пострадавшими в ДТП, происходит это по протоколу, написанному заявлению ближайших родственников, законного представителя (ФЗ №323 от 21.11.2011, ст. 20 часть 2).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *