Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если один из супругов не соглашается заключить договор нотариально, остается лишь решение вопроса в судебном порядке. Расторжение брака и место жительства детей могут устанавливаться в рамках одного процесса. Допускается и подача разных исков поочередно. Например, если изначально муж и жена решили между собой, что их дети будут проживать с матерью, но потом отец изменил свою позицию.
Определение места жительства детей через суд
Задача суда — защитить интересы детей. Не важно, кто подает исковое заявление, главное — помочь несовершеннолетнему. И суд должен исходить из этого правила.
Для защиты прав ребенка в процессе обязательно присутствует представитель Органа Опеки. Эта структура проследит, чтобы интересы несовершеннолетнего обеспечивались в первую очередь, чтобы разногласия родителей не повлияли или минимально повлияли на него.
Определение места жительства несовершеннолетнего ребенка после развода родителей
Благополучие детей при расторжении брака его родителей является основной задачей при решении вопроса об их дальнейшем месте жительства.
При этом место жительства детей после расторжения брака устанавливается по соглашению его родителей. Если соглашение не заключалось, то такое место назначается судом исходя из интересов ребенка и с учетом его желания.
По законодательству никто из родителей не обладает преимущественном правом на то, чтобы дети после развода проживали именно с ним.
Суд определяет это исходя из конкретной ситуации и индивидуальных условий жизни каждого из родителя.
При назначении места жительства суд учитывает следующее. Привязанность ребенка к каждому из родителей, а также к близким родственникам со стороны каждого из родителя. У детей старше 10 лет спрашивают мнение с кем бы ему хотелось остаться после развода родителей.
Мнение родителей. В иных ситуациях суд может установить, что один из родителей не желает постоянно проживать с детьми и воспитывать их. Поэтому при решении данного вопроса отдает предпочтение другому родителю.
Место жительства каждого из родителя. Если мать проживает в районе, где ребенок растет, ходит в школу и в секции, то суд, скорее всего, определит место проживания ребенка также в этом районе.
Возраст ребенка. Детей в возрасте до 10 лет чаще оставляют с матерью.
Условия проживания родителей. Суд обращает внимание на то, в каких условиях живет каждый из родителей: площадь жилища, наличие отдельной комнаты для детей, индивидуальное рабочее и спальное место, удобства в доме.
Место работы родителей, состояние здоровья, уровень достатка и наличие вредных привычек. Все эти факторы значительным образом влияют на мнение суда при решении вопроса о дальнейшем месте жительства несовершеннолетних детей.
Если в семье несколько детей, то суд обычно не разделяет по разным семьям братьев и сестер, а оставляет их жить с одним из родителей. В отдельных случаях ребенок сам вправе изъявить желание проживать со вторым родителем и отдельно от других детей.
Кроме того, суд оценивает, с кем из родителей ребенка ждет более достойное будущее и какие возможности каждый из них может для этого реализовать.
Если один из родителей хочет, чтобы дети проживали именно с ним, он вправе направить в суд следующие документы:
- заключение органов опеки и попечительства о том, что бытовые условия проживания родителя подходит для детей.
- справки с места работы, подтверждающие доход, способный обеспечить детям достойную жизнь.
- положительная характеристика с места работы.
Обратите внимание: судом может быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза, которая выявит влияние на ребенка родителей, а также установит систему взаимодействия с каждым из них.
Примером подобного спора является одно из дел, которое мне довелось вести. Я представлял интересы женщины, средних лет, назовем ее Ольгой. Она прожила с Денисом в зарегистрированном браке около шести лет. В браке у них родился ребенок – девочка Таня, которой на момент рассмотрения спора исполнилось одиннадцать лет. После развода Таня проживала с матерью, отец платил алименты и регулярно виделся с ребенком. Так продолжалось несколько лет. Ребенок был не простой, психологами ему был поставлен диагноз гиперактивность, в связи с которым Таня вела себе не самым лучшим образом и доставляла много хлопот обоим родителям. Сложный характер Тани не нравился учителям и руководству школы, в которой она училась. Школьное начальство периодически пыталось перевести девочку на домашнее обучение, дабы не затруднять себе жизнь.
Здесь следует отметить одну особенность присущую школьному образованию, которое использует стандартные методы для обучения и любой необычный ребенок выбивается из школьной программы. В таких случаях школа не ищет индивидуального подхода к ученику, а навешивает на него ярлык — «сложный ребенок», после чего ребенка начинают выживать из учебного заведения разными способами. Чаще всего создается нездоровая обстановка в классе, ученики настраиваются против «сложного ребенка», а учителя начинают докладными записками фиксировать любые шалости подростка. Далее в конфликтных ситуациях учителя начинают обвинять ученика, даже если он не виноват и фиксируют данный факт докладными записками директору. В результате ребенком не занимаются, он ходит в школу отсиживает уроки, не получает нужных знаний, потому что для учителей он является проблемным и отвлекает их от школьной программы, которую им нужно давать другим детям, а следовательно от обучения «сложного ребенка» они уклоняются. В результате ребенок начинает отставать в знаниях и тут то его за неуспеваемость приглашают на многочисленные педагогические советы, где учителя и родители других учеников начинают упрекать его и его родителей в том, что они не соответствуют школьным требованиям. Таким образом, неспособность учителей обучать детей, сколько нибудь отличающихся от других, трансформируется в обвинение родителей ребенка в плохом воспитании «сложного подростка». Примерно такой схемой, пользуется большинство учебных заведений, для того чтобы избавиться от ненужного им ученика. В результате формируется негативное отношение школы к учащемуся и создаются условия, чтобы избавиться от него. При любом удобном случае учебное заведение предпримет всё возможное, чтобы добиться его перевода в другую школу или вовсе исключить. Нам важно детально описать принцип работы школьного образования, так как в нашем деле он приобрел весьма неожиданный оборот.
Вернемся к нашей ситуации. До поры до времени бывшие супруги Ольга и Денис жили спокойно. Относительно мирно, без суда, договорились о порядке общения с ребенком и выплате алиментов. Ольга снова вышла за муж и ее финансовое положение серьезно окрепло. Денис тоже фактически создал семью и жил гражданским браком, хотя материально чувствовал себя хуже Ольги.
С взрослением Татьяны у нее усилились конфликты в школе, ей было сложно налаживать отношения с ровесниками. Вызвав пару раз родителей в школу, руководство учебного заведения решило, что Татьяна – «сложный ребенок», после чего стали выживать ее из школы под благовидным предлогом якобы в интересах ребенка. Такая позиция школы только усугубила конфликты, как это часто и бывает. К тому же в период взросления девочка стала понимать, что ее родители развелись, и она ни как не могла решить для себя, где ей будет лучше. Она не знала где ее дом и разрывалась между отцом и матерью. Метания девочки привели к тому, что она стала устраивать публичные истерики в школе и каждому из родителей в отдельности.
Соглашение о месте жительства и порядке общения с ребенком
Согласно п.3 ст. 65 СК РФ родители, в случае их раздельного проживания, согласовывают место жительства детей. Решить этот вопрос они могут как в судебном, так и в добровольном порядке, проведя переговоры друг с другом и заключив соглашение о месте проживания и порядке общения с ребенком.
В соглашении, кроме установления места жительства ребенка после развода родителей, могут быть обговорены порядок общения отдельно проживающей матери или отца с ребенком, способы получения образования детьми, методы воспитания и т.п.
Пункт «Порядок общения с ребенком» должен содержать в себе следующую информацию.
- В каком порядке будет происходить передача ребенка «из рук в руки». Например, при встрече в определенном месте.
- В какое время будет происходить встреча, и на сколько часов мать или отец будет забирать ребенка. Время обозначается в виде периодов, календарных дат, часов. Отдельным пунктом могут предусматриваться периоды каникул ребенка и отпусков у родителя.
Участие органа опеки и попечительства
Во исполнение требований ст. 78 СК РФ орган опеки и попечительства должен провести обследование помещения, где живет истец, т.е. родитель, претендующий на воспитание ребенка.
По результатам такой проверки орган опеки и попечительства подготавливает акт обследования, который предоставляется суду на стадии предварительного слушания.
Представители органов опеки и попечительства должны присутствовать на всех судебных заседаниях, где предусмотрено их участие. И обязательно в случаях, когда рассматриваются вопросы о том, где будет жить ребенок либо порядок общения с ним, пока происходят судебные разбирательства и решение суда не вступило в законную силу.
В моей практике были случаи, когда суд, основываясь на положительном заключении органа опеки и мнении самого ребенка, оставлял ребенка с отцом, а не с матерью.
Пути решения вопроса, с кем будет жить ребенок после развода родителей
Действующий СК РФ дает родителям одинаковые права по отношению к совместным отпрыскам. Это касается как родных, так и усыновленных детей. Даже если муж усыновил детей жены от первого брака, он вправе воспитывать их и после расставания с супругой.
Определение места жительства ребенка при разводе может осуществляться в досудебном порядке путем составления письменного соглашения, в котором прописан порядок общения с сыном/дочерью второго родителя. Чтобы договор приобрел законную силу и учитывался судом, необходимо его заверение нотариусом.
Граждане могут определиться с местом жительства ребенка после развода и в устной форме, озвучив свое решение суду в рамках слушания о расторжении брака. Если компромисс не найден, дальнейшую судьбу детей определит решение суда. Вопрос о местожительстве несовершеннолетнего гражданина может быть включен в исковое заявление о расторжении брака, а может быть рассмотрен в отдельном судебном производстве.
Учитывается ли мнение ребенка?
Чтобы суд вынес верное решение и не навредил ребёнку, определяя его дальнейшее место для постоянного проживания, он должен учесть несколько определяющих факторов. В частности:
- к кому из родителей несовершеннолетний больше привязан в психологическом плане;
- моральные качества обоих родителей. То есть, если в анамнезе одного из них есть постановка на учёт за алкоголизм, это не в его пользу;
- возможные условия для дальнейшего развития дитя и его образования;
- привычки и привязанности;
- заключение органов опеки и попечительства – обязательно;
- мнение психологов, педагогов и других специалистов, которые могут дать экспертное и независимое заключение;
- мнение самого малолетнего гражданина.
Оно будет учтено, если дитю уже есть 10 лет. Суд обязательно спросит у него, с кем из родителей ему хотелось бы жить.
Роль нотариуса в установлении места жительства детей
Данное соглашение по закону не требует обязательного оформления в письменном виде. Его можно не оформлять нотариально и договориться о месте проживания детей устно. Однако такая договоренность практически недоказуема в суде, а потому всегда есть риск, что сегодня супруг устно соглашается на место проживания детей, а завтра он уже оспорит это в судебном порядке.
Кроме того, для оформления ребенка во всех государственных органах (начиная со школы и детской поликлиники) для того, чтобы избежать лишних вопросов о месте его проживания, лучше иметь на руках данный документ, оформленный нотариально.
Оформленный нотариусом документ – это неопровержимое доказательство добровольного согласия обоих родителей ребенка на его проживание по установленному в документе адресу. Соответственно, оспорить место проживания детей будет практически невозможно.
Как составить иск и какие документы подготовить?
Перед тем, как перейти к разговору о составлении иска и подготовке документов, следует остановиться на подсудности дел об установлении места жительства несовершеннолетних детей.
Как уже говорилось ранее, при наличии соглашения иск подается в мировой суд, а при отсутствии — в районный суд.
Что касается конкретного государственного органа, то в суд по месту постоянной регистрации (прописки) ответчика. Правда, есть одно «но»: если ребенок проживает с вами, то возможно направить заявление и по своему месту постоянной регистрации.
Потребуются свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, паспорт с печатью о прописке и справка о составе семьи. Последний документ выдается в нескольких местах – управляющих компаниях, отделениях Миграционной службы, многофункциональных центрах оказания услуг населению, администрациях населенных пунктов, архивах регионов и др.). Для его получения нужно заполнить форму и внести оплату (совсем небольшую, в пределах 100 рублей — за сам бланк справки о составе семьи).
Теперь перейдем к составлению иску. Правильное составление иска и подготовка документов — 70% гарантия успеха.
В иске должны быть:
√ Официальное название суда, для которого оформляется документ;
√ Информация об истце и ответчике, т.е. родителях (фамилия, имя и отчество, прописка и фактическое место жительства, контактные данные);
√ Описание событий, имеющих отношение к делу: когда и где был официально зарегистрирован брак, в какой день, месяц и год родились несовершеннолетние дети, почему появилось намерение прекратить взаимоотношения;
√ Формулировка просьбы: установить местом жительства несовершеннолетних детей адрес матери (или отца);
√ Доводы в свою пользу: женщине стоит настаивать на том, что между матерью и ребенком более сильная взаимосвязь, чем между отцом и ребенком;
√ Перечень приложений;
√ Дата;
√ Подпись.
Экспертиза при определении места жительства ребенка
Назначается судом в ситуациях, когда требуются специальные познания в области психологии, психиатрии.
Предметом такой экспертизы выступают:
- диагностика внутрисемейных отношений и взаимоотношений несовершеннолетнего с каждым из родителей;
- выявление психологических особенностей каждого из родителей и несовершеннолетнего;
- психологический анализ семейного конфликта;
- определение наличия или отсутствия психологического влияния на несовершеннолетнего со стороны одного из родителей.
Объекты исследования:
- уровень развития детей;
- психологические условия воспитания детей;
- личностные особенности;
- характер привязанности детей к родителям;
- взаимоотношения родителей между собой и каждого из них с детьми;
- воздействие каждого из родителей на развитие детей;
- личностные особенности родителей;
- причины семейного конфликта.
Исходя из собственного опыта, отмечу, по спорам о месте жительства детей, суды назначают три вида экспертиз:
- психологическую;
- комплексную психолого-психиатрическую;
- психолого-педагогическую.
При назначении, проведении экспертизы и последующем ознакомлении с результатами экспертного заключения возникает ряд вопросов.
Право родителей на детей после развода
В случае развода при наличии детей отец и мать сохраняют за собой все права и обязанности и несут ответственность в равной степени. Если один родитель, проживающий с несовершеннолетним, препятствует общению со вторым, то имеет место нарушение прав на общение.
Официально установленные представители несовершеннолетнего после развода уполномочены:
- выбирать имя, фамилию и отчество;
- общаться (в т. ч. общение с другими членами семьи по своей линии);
- участвовать в повседневной жизни при условии раздельного проживания;
- выбирать место учебы и форму обучения;
- определять досуг (факультеты, кружки, секции);
- приобщать к религии и другое.
Основным критерием реализации родительских прав является приоритет детских интересов.
В вопросе определения места проживания несовершеннолетнего отец и мать для суда – равноправные стороны. Поэтому решающим фактором служат обстоятельства, характеризующие дальнейшие условия проживания и воспитания малолетнего, и мнение органов опеки.
Обстоятельства, которые исследует суд при рассмотрении иска
В силу п. 3 ст. 65 СК РФ суд учитывает:
- привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам;
- возраст ребенка;
- нравственные и иные личные качества родителей;
- отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком;
- возможность создания ребенку условий для воспитания и развития;
- род деятельности, режим работы родителей;
- материальное и семейное положение родителей.
Суд при решении спора должен учитывать другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей
Наиболее полный перечень обстоятельств приведен в разъяснениях ВС:
- проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку;
- социальное поведение родителей;
- морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей;
- привлечение родителей ребенка к административной или уголовной ответственности;
- наличие судимости;
- состояние на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах;
- климатические условия в месте где живет ребенок, при проживании родителей в разных регионах;
- возможность своевременного получения медицинской помощи;
- наличие или отсутствие у родителей другой семьи;
- привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя);
- привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей;
- приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер), которые реально могут помочь;
- удобство расположения школы, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, в которые будет ходить ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких занятий;
- цель предъявления иска.
Вот те некоторые моменты, которые интересуют судью при рассмотрении подобных споров:
Возраст ребенка и состояние его здоровья.
Этот фактор играет существенную роль, поскольку, если малыш еще совсем маленький, то он больше привязан матери с физиологической точки зрения: потребность в грудном вскармливании, особенном уходе.
Наличие жилья у родителя.
Определяющую роль играет наличие жилплощади у родителя, который желает, чтобы ребенок проживал с ним. Родитель должен позаботиться о том, чтобы у малыша были комфортные жилищные условия.
Наличия постоянного источника дохода у родителя.
Обеспечение ребенка всем необходимым – задача каждого родителя. Для развития малыша нужны финансовые средства. Это значит, что родитель, претендующий на проживание с ребенком, должен иметь стабильный доход. В качестве подтверждения своего материального положения не лишним будет предоставить справки о доходах.
Занятость родителей.
Воспитанием малыша нужно заниматься постоянно. Безусловно, лучше это получиться у того родителя, который располагает большим количеством времени. При решении вопроса об определении места проживания ребенка важно учитывать занятость родителя, его график работы, длительность пребывания в командировках, периоды отсутствия дома и т.д.
Личность родителя.
Большую роль играет личность самого родителя, претендующего на совместное проживание с ребенком. Ведь, если это будет человек, который имеет проблемы с алкоголем, законом и т.д., суд не допустит, чтобы дети остались проживать с таким гражданином. Заинтересованный родитель может предоставить характеристику о себе (ее можно получить по месту работы) или пригласить свидетелей для подтверждения положительной оценки своей личности.
Мнение несовершеннолетнего.
С 10-летнего возраста в суде у детей спрашивают их мнение относительно того, с кем они хотят остаться проживать. Это не значит, что ребенок может сам решать, с кем он будет жить. Но его мнение должно быть выслушано и принято к сведению.
Таким образом, суд оценивает ситуацию по совокупности факторов и предоставленных доказательств. Нельзя наперед предугадать, какое решение примет суд и с кем останутся несовершеннолетние дети, так как в одном случае это может быть мать, а в другом – отец.
Определение места жительства ребенка судом
При определении места жительства ребенка после развода его родителей, в случае недостижения между ними соглашения, суд принимает во внимание ряд обстоятельств, указанных в статье 65 СК РФ (в 99% случаев определяет местом жительства ребенка место жительства матери ребенка).
См. статью 65 СК РФ с комментариями:
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
Нотариальное удостоверение соглашения о месте жительства ребенка и о порядке осуществления родительских прав
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 163 Гражданского кодекса РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Закон не требует обязательной нотариальной формы такого соглашения. То есть стороны могут заключить соглашение о месте жительства ребенка и о порядке осуществления родительских прав в простой письменной форме и представить его суду.
Вместе с тем, родители ребенка не лишены права и удостоверить данное соглашение у нотариуса.
См. другие публикации в рубрике «Семейный споры»
Александр Отрохов, 28.09.2016г.
Зачем необходимо определение места жительства ребенка
Вопреки распространённому заблуждению о проживании детей с матерью при распаде семьи оба родителя в силу равенства прав, обязанностей и ответственности (ст.61 СК РФ) пользуются паритетом при определении местожительства ребёнка после развода.