Особенности организации и проведения камеральной таможенной проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности организации и проведения камеральной таможенной проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.

Цель камеральной проверки

В большинстве случаев проверка проводится с целью контроля достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости или классификационном коде ТН ВЭД на товар.

Ранее на нашем сайте был опубликован материал о массовом принятии таможней решений о классификации товара по результатам камеральных таможенных проверок — «Таможня ударно меняет коды ТН ВЭД на товар».

Очевидно, что ключевой задачей таможни при проведении камеральной проверки является доначисление таможенных платежей. Поскольку срок таможенного контроля составляет 3 года, то и при проведении проверки таможня может обращаться ко всем выпущенным за этот период времени декларациям. По итогам камеральной проверки таможней могут быть приняты решения в отношении всех проверенных деклараций. Соответственно, платежи могут быть начислены по всем декларациям в рамках 3-летнего периода.

Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс проведения камеральной таможенной проверки

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Таможенный кодекс Статья 111 Данное положение регламентирует процесс осуществления таможенного контроля посредством проверки документов и иной доступной информации
Статья 131 Данное положение регламентирует порядок и основание проведения камеральной проверки со стороны таможенной службы
Статья 134 В данном законопроекте регламентируются полномочия таможенного инспектора при проведении проверки
Статья 135 Данный законопроект будет полезен для организаций, так как регламентирует права юридического лица, проверяемого таможенной службой
Статья 136 Данное положение регламентирует список сторонних организаций, у которых таможенная служба имеет право запрашивать информацию о юридическом лице, проверяемом таможенным инспектором

Особенности таможенного контроля товаров

Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.

Таможенному контролю подлежат:

  1. Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
  2. Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  3. Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
  4. Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
  5. Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  6. Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).

Зона таможенного контроля

Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).

В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Система таможенного контроля

Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.

Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.

Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.

В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.

Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).

При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.

Читайте также:  Налог при продаже квартиры, купленной на вторичном рынке

Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.

  1. Страна (регион) происхождения товара. Чаще всего под досмотр подпадают товарные партии, прибывающие из стран, в отношении товаров из которых в России применяются так называемые контрсанкции (Украина, США, страны Евросоюза). Также высокий профиль риска присваивается товарным партиям, прибывающим в нашу страну из регионов, где идет война, или регионов с высоким уровнем наркопреступности.
  2. Товарный код товаров согласно ТН ВЭД. Большинство товаров, свободно ввозятся и вывозятся из страны, но есть ряд товаров для вывоза или ввоза которых на таможне потребуется предъявить лицензию, сертификат, декларацию, разрешение. Некоторые недобросовестные участники ВЭД в нарушение таможенного законодательства присваивают декларируемым товарам иной товарный код. Аналогичный метод используется участниками ВЭД и для того, чтобы избежать выплаты пошлин. Система СУР имеет сведения о группах товаров, которые чаще всего подвергаются неверному декларированию. Часто российские таможенные органы используют контакты с коллегами из других стран. При обнаружении расхождений между объемами экспорта и импорта тех или иных товаров, тоже попадают в группу риска.
  3. Участник ВЭД, декларант. Система СУР рассматривает всех декларантов как добросовестных участников ВЭД. Однако, стоит однажды декларанту совершить ошибку (намеренно или непреднамеренно), которая привела к возбуждению административного дела (без лишения лицензии), как все последующие внешнеторговые операции этого участника ВЭД будут рассматриваться системой СУР как высокорискованные. Наименьший профиль риска имеют участники ВЭД, имеющий статус уполномоченного экономического оператора, добросовестные таможенные представители, владельцы СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
  4. Количество товаров. Существуют группа так называемых товаров прикрытия, которые служат прикрытием для ввоза в страну товаров риска. Подозрения вызывают большие партии картофельного крахмала, продуктов, используемых для кормления животных, лесоматериалов и других категорий товаров, которые могут быть прикрытием для ввоза высокорискованных товаров, а то и запрещенных к ввозу или вывозу, контрабанды.
  5. Товары, ввозимые по документам, достоверность которых вызывает сомнение. Высокий профиль риска может быть присвоен товарной партии, которая ввозится в сопровождении сертификатов, лицензии, декларации и других документов, достоверность которых сомнительна.
  6. Маршрут перемещения товаров. Степень риска зависит от того, насколько высок риск перегруза товаров, находящихся под таможенным контролем.

Такая проверка связана с выездом комиссии на объект: место нахождения организации, место ведения коммерческой деятельности предпринимателем, организацией. Регламентируется эта процедура ст. 333 ТК ЕАЭС и ст. 229 ФЗ-289.

В отличие от камеральной, выездная проверка может проводиться в соответствии с планом либо внепланово. Внеплановая проверка может быть встречной, т.е. проверяются несколько участников ВЭД во взаимосвязи.

Внепланово проверки назначаются по ряду причин (ст. 333 ТК ЕАЭС п. 16).

Одна из основных — появление у таможенных органов обоснованных подозрений в нарушении таможенного законодательства.

Выездные контрольные мероприятия может назначить не только руководитель таможенного органа или его заместитель, но и лицо, которое в данный момент замещает их обоих. День начала выездной таможенной проверки – это день вручения решения проверяемому лицу либо при отправке по почте – дата получения. Если получать документ это лицо отказывается, проверка начинается в день, когда зафиксирован отказ, либо на 6-й день после отправки по почте.

Если документ отправлен по ЭКС, за дату начала проверки берется день получения адресатом электронного послания. Заметим, что процессе проверки информация, содержащаяся в первоначальном решении, может изменяться и дополняться. К примеру, изменения могут коснуться состава ответственных за проверку лиц, предмета проверки.

Проверять могут не более 2-х месяцев. В исключительных случаях руководитель контрольного органа может принять решение о продлении проверки еще на месяц. Кроме того, если контролеры решат, что нужны дополнительно встречная проверка, экспертиза и другие меры, способствующие эффективному завершению контрольных мероприятий, данная проверка может приостанавливаться. Общий период продления ограничен 9-ю месяцами.

Права и обязанности таможенников при проверке

В ходе ТП сотрудники ТО вправе совершать следующие действия:

  1. Требовать и получать у проверяемого лица (ПЛ):
      коммерческие и транспортные документы;
  2. данные бухгалтерского учета и отчетности;
  3. иную информацию о проверяемых товарах, включая относящуюся к дальнейшим сделкам ПЛ с такими товарами.
  4. Требовать отчетность об иностранных или помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада товарах у уполномоченных экономических операторов или лиц:
      владеющих;
  5. пользующихся;
  6. перевозящих;
  7. реализующих;
  8. перерабатывающих такие товары.
  9. Требовать у лиц, связанных с ПЛ по сделкам или операциям с проверяемыми товарами, копии документов и другую информацию об операциях и расчетах, осуществляемых с ПЛ или третьими лицами.
  10. Требовать и получать от банков и других организаций, участвующих в банковских операциях в странах ЕАЭС, необходимые для ТП данные, включая содержащие банковскую тайну, о наличии и номерах счетов, а также движениях денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
  11. Запрашивать у государственных учреждений стран ЕАЭС необходимую информацию, в числе прочего содержащую коммерческую, банковскую, налоговую и другую охраняемую законом тайну.
  12. Направлять запросы государственным и иным организациям стран, не входящих в ЕАЭС.
  13. Назначать таможенную экспертизу и совершать иные действия, предусмотренные законами стран ЕАЭС.

В процессе ТП должностные лица ТО обязаны:

  • соблюдать права и законные интересы ПЛ и не допускать причинения вреда неправомерными решениями, действиями или бездействием;
  • полученную при проведении ТП информацию, составляющую охраняемую законодательством стран ЕАЭС тайну, применять исключительно для реализации возложенных на них задач и функций, не разглашать и не использовать в личных целях, не передавать иным лицам, в том числе государственным органам стран ЕАЭС, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС или международными договорами государств ЕАЭС с третьими странами;
  • обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении ТП;
  • соблюдать служебную этику;
  • сообщать ПЛ его права и обязанности в ходе ТП и при назначении таможенной экспертизы, а также права и обязанности должностных лиц ТО;
  • представлять по требованию ПЛ информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства стран ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств ЕАЭС (ст. 335 ТК ЕАЭС).

Порядок проведения таможенной проверки

Порядок проведения проверки зависит от ее вида. Таможенным Кодексом предусмотрены виды проверок — камеральная, выездная. Камеральная проверка проводится в месте нахождения таможни и состоит в проверке уполномоченными лицами таможни таможенных деклараций, транспортных накладных (перевозочных, товарных и т. д.) накладных, иных предоставленных документов, свидетельствующих об оформлении акта хозяйственной жизни предпринимателей без уведомления проверяемого.

Читайте также:  Закон о льготах сельским учителям пенсионерам

Выездная проверка может быть плановой и внеплановой, однако всегда проводится на основании предписания – акта о проведении проверки.

В ходе проверки к лицу применяются меры для осуществления таможенного контроля:

  • Устный опрос
  • Запрос, требование и получение документов
  • Идентификация товаров
  • Иные меры

При осуществлении данного вида таможенного контроля проверяемый не может вносить изменения в документы, оформленные для оформления факта хозяйственной жизни в сфере внешнеэкономической деятельности, иных документов. Кроме того, проведение проверки обязывает организацию предоставить беспрепятственный доступ сотрудникам таможни в здание, на объект. Применение специальных мер оформляется протоколами.

Выездная проверка: как это происходит

Наравне с вышеописанной процедурой существует ещё одна общепринятая мера по пресечению правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела. Это выездная таможенная проверка. Исходя из названия, можно сделать вывод, что её основное отличие заключается в том, что все мероприятия осуществляются непосредственно на месте фактического осуществления деятельности юридического или физического лица либо по адресу регистрации или проживания. Для таких операций формируются специальные комиссии и экспертные группы, которые наделяются необходимыми полномочиями. В частности:

  • Проверяющий орган имеет право беспрепятственно проникать на целевую территорию при предоставлении решения о проверке и служебных удостоверений всех проверяющих лиц.
  • Арестовывать и опечатывать проверяемое имущество на время проведения мероприятий.
  • Снимать пробы и проводить тесты товаров, подлежащих проверке. Правда, при этом в обязательном порядке составляются соответствующие акты.
  • Пресекать сопротивление при попытке блокирования доступа к проверяемому имуществу, если проверка проводится на законных основаниях.
  • Подавать всевозможные локальные и международные запросы в банковские структуры, налоговую и другие органы, получая при этом даже ту информацию, которая является коммерческой, налоговой или банковской тайной.

Процесс проведения камеральной таможенной поверки

Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.

Наименование этапа Описание
Подготовительный этап Это этап, на котором собираются все необходимые сведения и данные для принятия решения о необходимости проведения камеральной проверки. По факту проведения подготовительного этапа составляется акт с обоснованием данной необходимости и отдается на подпись руководителю, который в свою очередь и принимает окончательное решение.
Основной этап На данном этапе происходит непосредственно проверка имеющихся в таможенной службе документов и деклараций. Уполномоченные лица собирают и изучают всю информацию и документы, которыми располагают, параллельно составляя список данных, который им не хватает для запроса непосредственно у юридического лица, либо иных государственных служб.
Запрос информации и документов Непосредственно запрос производится после формирования акта о необходимости каких-либо данных. Уполномоченное лицо составляет официальное письмо с требованием, которое направляются юридическому лицу. В данном письме указывается крайний срок, до которого должны быть предоставлены все запрашиваемые сведение в письменном либо электронном виде.
Заключительный этап На данном этапе составляется акт о совершенной камеральной проверке с результатами и описанием всех полученных сведений. На акте должна стоять дата завершения проверки и подпись уполномоченного лица проводившего проверку и непосредственно руководителя таможенной службы.

Комментарий к Ст. 132 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Выездная таможенная проверка проводится проверяющим органом путем выезда в место нахождения объекта или объектов проверяемого лица. В ч. 1 комментируемой статьи обозначены места (объекты) осуществления выездных таможенных проверок.

Круг лиц, проверяемых в рамках выездной таможенной проверки, более узкий по сравнению с камеральной таможенной проверкой. Выездная таможенная проверка может быть осуществлена только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Выездные таможенные проверки имеют две разновидности: плановые и внеплановые. Плановая выездная таможенная проверка проводится на основании составленных уполномоченными подразделениями таможенных органов планов проверок.

Для включения в план проверки проверяемых лиц отбирают на основании информации, полученной:

— из информационных ресурсов таможенных органов;

— по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных;

— от государственных органов;

— от банков;

— от таможенных и (или) других контролирующих государственных органов государств — членов Таможенного союза;

— от вышестоящего таможенного органа либо таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров;

— из средств массовой информации;

— из других источников официальным путем.

Интересным остается тот факт, что в ТК ТС ЕврАзЭС не определены основания для включения в план проверок, таким образом, решение данного вопроса отнесено к компетенции самого таможенного органа. Необходимо отметить, что сам порядок оформления документов выездной таможенной проверки не подвергся эпохальным изменениям.

Внеплановая выездная таможенная проверка проводится на основании:

— данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства, в том числе в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств — членов Таможенного союза;

— заявления лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

— необходимости проведения встречной выездной таможенной проверки;

— обращения (запроса) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.

Встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, проводится для подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом. Руководитель проверяющей группы составляет на имя начальника своего подразделения докладную записку с обоснованиями встречной проверки и перечень требующих проверки вопросов, получает у него визу, после чего записка поступает начальнику (заместителю) таможенного органа. Он принимает решение направить поручение о проведении встречной выездной таможенной проверки или признает встречную проверку нецелесообразной, о чем и пишет в своей резолюции на докладной записке.

Копия решения о проведении встречной выездной таможенной проверки и акт по ее результатам направляются в таможенный орган, по инициативе которого была назначена встречная выездная таможенная проверка, в течение пяти рабочих дней после их составления.

3. В ТК ТС ЕврАзЭС не закреплена определенная форма документа назначающего выездную таможенную проверку. Этот вопрос отнесен к компетенции государств — членов Таможенного союза.

Внесены значительные дополнения к нормам, касающимся выездной таможенной проверки. В частности, закреплен в ТК ТС ЕврАзЭС состав сведений, которые должны быть указаны в решении (предписании) о проведении выездной таможенной проверки. Относительно формы такого решения (которое определяется национальным законодательством стран ТС) на территории Российской Федерации утвержден Приказ ФТС РФ от 30.12.2010 N 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок».

4. В части 4 анализируемой статьи закреплены основания назначения внеплановых выездных таможенных проверок. ТК ТС ЕврАзЭС закрепляет основания проведения внеплановых выездных таможенных проверок в отличие от плановых проверок. Помимо первостепенных оснований проведения внеплановых проверок, ТК ТС ЕврАзЭС делает отсылку на национальное законодательство государств — членов Таможенного союза.

Мероприятия, которые таможенные инспекторы планируют провести в ходе выездной проверки, должны быть перечислены в решении о ее проведении.

Читайте также:  Размер минимальной пенсии в России в 2023 году: таблица по регионам

Законодатель закрепил возможность назначения проведения выездной таможенной проверки по результатам форм таможенного контроля, которые установлены в ст. 110 ТК ТС ЕврАзЭС. В случае выявления несоответствий либо нарушений законодательства в процессе проведения камеральной таможенной проверки также возможно проведение выездной таможенной проверки.

5. Принципиальным новшеством, неизвестным прежнему порядку проведения таможенной ревизии (по ТК РФ), является возможность проведения встречной выездной таможенной проверки.

Разработчики ТК ТС ЕврАзЭС предусмотрели случаи, когда таможенным органам необходимо подтвердить проверяемые сведения, предоставляя им право на проведение встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам или операциям с товарами.

В части 6 анализируемой статьи закреплено, что встречная выездная таможенная проверка является внеплановой, основания которой закреплены в ч. 4 ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС. Сроки проведения выездной таможенной проверки определены ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС.

6. Необходимо отметить также, что законодатель определил возможную периодичность проведения плановых выездных таможенных проверок, которые отсутствовали в ТК РФ. В то же время этот срок различается в зависимости от того, кто же все-таки является объектом проверки. Согласно ч. 7 комментируемой статьи, плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица не могут проводиться чаще одного раза в год, а вот в отношении уполномоченных экономических операторов срок между проверками увеличен. В отношении последних внеплановые выездные таможенные не могут быть проведены чаще одного раза в три года. Целесообразно также подчеркнуть, что законодатель в ТК ТС ЕврАзЭС не ограничил периодичность проведения внеплановых выездных таможенных проверок.

В комментируемом законодательном акте не сказано о том, что в отношении одних и тех же товаров у одного и того же лица проведение выездной таможенной проверки не допускается. Целесообразно было бы внести подобное утверждение.

7. В частях 8, 9 законодатель зафиксировал источники информации, с помощью которой определяется круг проверяемых лиц для проведения плановой выездной проверки, а также обязанность таможенных органов направить уведомление проверяемому лицу различными способами, позволяющими подтвердить факт его получения еще до начала проверки.

Законодатель не освобождает проверяемое лицо от необходимости прохождения выездной таможенной проверки в связи с неполучением отправленного надлежащим способом уведомления по месту нахождения проверяемого лица.

Здесь же зафиксирован максимальный срок (15 календарных дней), по истечении которого таможенный орган имеет право начать выездную таможенную проверку.

8. По ТК РФ срок проверки отсчитывался со дня принятия решения о проведении таможенной ревизии. Согласно ч. 10 ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

В комментируемой части ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС закреплена обязанность должностного лица таможенного органа вручить проверяемому лицу лично или через почтовое отправление копию решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также предусмотрены последствия отказа проверяемого лица от получения копии данного решения.

Также зафиксировано, что проверяющие лица еще до начала проведения выездной таможенной проверки обязаны предъявить свои служебные удостоверения, тем самым защищая права проверяемых лиц. Ведь если отсутствует точное совпадение данных проверяющих лиц и данных лиц, указанных в решении (предписании, акте) о назначении проверок, проверяемое лицо имеет право отказать проверяющим лицам в осуществлении проверки.

Статья 131. Камеральная таможенная проверка

1. Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств — членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

2. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

3. Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Проверка после выпуска товаров

Таможенный контроль после выпуска товаров – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а также при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского союза, путем проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, установленных Главой 45 ТК ЕАЭС. Проверка после выпуска товаров – прежде всего документальный контроль достоверности сведений, заявленных декларантом, позволяющий таможенным органам:

  • сопоставить представленные сведения со сведениями, полученными в ходе проведения таможенного контроля от банков, кредитных организаций, налоговых, правоохранительных и иных государственных органов;
  • установить факт законности/незаконности ввоза товара на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза;
  • установить круг лиц, напрямую или косвенно участвующих в сделках с товаром, как до пересечения им таможенной границы, так и на внутреннем рынке Российской Федерации.

Проверка после выпуска товаров проводится в течение 3-х лет после выпуска товаров в свободное обращение.

Статья 135. Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки

1. Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе:

1) запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств — членов таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок;

2) представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза;

3) обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза;

4) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством таможенного союза и законодательством государства — члена таможенного союза.

2. Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано:

1) предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;

2) представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе;

3) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место;

4) сделать отметку о получении на оригинале решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);

5) в случае, если необходимая для целей таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства — члена таможенного союза, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации;

6) определить круг лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам таможенного органа, не позднее 2 (двух) календарных дней со дня предъявления решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);

7) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *