Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В КоАП внесены новые штрафы для работодателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Сюда же можно отнести такие нарушения, как отсутствие стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, а также допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ).
Указанные нарушения грозят:
- неосознанным нарушением работником требований охраны труда, невыполнением требований техники безопасности;
- несчастным случаем на производстве;
- предписанием государственного инспектора труда об устранении нарушения;
- административной ответственностью по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда;
- судебным спором с пострадавшим и/или наказанным за нарушение охраны труда работником.
Чаще всего подобные нарушения выявляются на промышленных предприятиях.
Комментарии к ст. 11.23 КОАП РФ
1. Нормы комментируемой статьи направлены на реализацию Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (с изм. и доп.). Цель установленных комментируемой статьей норм — предупреждение нарушений, посягающих на безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан.
2. Международная автомобильная перевозка определяется как перевозка соответствующим транспортным средством грузов и пассажиров за пределы территории России или по ее территории, а также через территорию России. Междугородные автомобильные перевозки осуществляются как отечественными, так и иностранными перевозчиками в соответствии с российскими, а также многосторонними разрешениями.
3. В соответствии со ст. 8 упомянутого выше Федерального закона водители транспортных средств обязаны соблюдать режим труда и отдыха, обусловленный соответствующим международным договором Российской Федерации о работе экипажа транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (такие договоры заключены с сопредельными с Россией государствами, в том числе входящими в СНГ). Россия является участницей Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), подписанного в Женеве 1 июля 1970 г., в части применения цифровых контрольных устройств для контроля за режимами труда и отдыха водителей. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 января 2008 г. N 46р Министерство транспорта РФ определило порядок изготовления карт водителя, осуществляющего международные автомобильные перевозки, и утвердило их образцы (см. Приказ Минтранса России от 20 октября 2009 г. N 180 // РГ. 2010. 17 марта). Предусмотрено, что на транспортных средствах должны быть установлены контрольные устройства (тахографы) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам в государствах — участниках Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, а также иностранным перевозчикам в соответствии с иным международным договором РФ.
4. Министерством транспорта РФ утверждены Правила использования тахографов на автомобильном транспорте (Приказ от 7 июля 1998 г. N 86 // РГ. 1998. 9 дек.). В Положении о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272 (с изм. и доп.)) установлено, что должностные лица органов Ространсинспекции (ныне — Ространснадзора) осуществляют проверку контрольных устройств (тахографов), регистрации режима труда и отдыха водителей, заполнения тахограмм или в установленных случаях ведения водителями ежедневных регистрационных листов режима труда и отдыха, соблюдения водителями этого режима (подп. «е» п. 9 Правил).
5. Статья содержит два состава административных правонарушений, субъектом которых в обоих случаях являются водитель грузового автотранспортного средства и водитель автобуса, осуществляющие международные перевозки. В первом случае административная ответственность предусмотрена за отсутствие контрольного устройства (тахографа), а также за управление транспортным средством или автобусом с выключенным тахографом, незаполненной тахограммой или без ведения соответствующих контрольных листков.
Во втором случае речь идет о нарушении водителем указанного выше автотранспорта установленных правил режима труда и отдыха при наличии показателей соответствующих и надлежаще используемых контрольных устройств или листков.
6. Рассматривать дела по комментируемой статье вправе должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Куда обращаться за помощью
Алгоритм защиты прав зависит от наличия или отсутствия трудовых отношений с работодателем. Для того, чтобы восстановиться на рабочем месте или взыскать задолженность по зарплате после увольнения, работнику необходимо обращаться в суд. В дальнейшем можно возпользоваться помощью юристов.
Если трудовой договор не расторгнут, но права гражданина были нарушены, стоит подготовить жалобу в одну из следующих инстанций:
Комиссия по трудовым спорам | Данный орган есть не на всех предприятиях. Более того, его права чересчур ограничены законом. |
Государственная трудовая инспекция | Сообщить о проблеме можно в режиме онлайн на официальном сайте организации. Сотрудники инспекции подготовят ответ на обращение работника в течении 30 дней. Помимо стандартного консультирования по трудовым спорам, заявитель имеет возможность инициировать проверку нарушений. |
Прокуратура | Обратиться в органы прокуратуры можно по месту жительства или, воспользовавшись услугой интернет-приемной. Все обращения граждан подлежат немедленной проверке. |
Роспотребнадзор | У данной службы ограниченный круг полномочий. Обращение в Роспотребнадзор будет целесообразным только в случае нарушения санитарно-эпидемиологических норм на предприятии. |
Судебные органы | В случае наличия уголовных правонарушений — обращение в суд является единственным способом защиты прав. |
Правила расчёта рабочего времени водителя: что изменилось?
Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.
Первый перерыв после начала управления автомобилем
Было: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.
Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.
Длительность перерыва
Перерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.
Продолжительность ежедневной работы
Ежедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).
Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.
В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.
Штраф для водителя за отсутствие тахографа
Сразу же хочу заметить, что статья 11.23 КоАП полностью переработана, теперь в ней есть отдельная часть с наказанием для водителя и отдельная — для должностных лиц.
Первое изменение внесено в часть 1 статьи 11.23:
1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Старый штраф | Новый штраф | |
Для водителя | 1 000 — 3 000 | 3 000 — 5 000 |
На кого не распространяются новые нормы:
Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:
- Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
- Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
- Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
- Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
- Водители, занятые на международных перевозках.
- Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
Как проходит процедура
- Водитель приходит на осмотр с путевым листом,
- Врач оценивает внешний вид, походку, поведение, собирает анамнез (спрашивает о самочувствии, качестве сна),
- Медработник осматривает кожу, глаза, измеряет давление и ЧСС, определяет процент алкоголя и присутствие психоактивных веществ в крови,
- Далее медик заполняет журнал и ставит штамп на путевом листе, заполняет в нем нужные графы.
Порядок проведения процедуры контролируется ГИБДД, Государственной инспекцией по труду, Росздравнадзором и Управлением государственного автодорожного надзора.
Организация предрейсового медосмотра — обязанность работодателя. Штраф за его отсутствие составляет:
- для водителя: 3000 рублей;
- для сотрудника, отвечающего за выпуск ТС в рейс: 5000 рублей;
- для предприятия (юридического лица и ИП): 30 000 рублей.
Какие ещё могут быть последствия нарушений РТО
Штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей — не единственная санкция, которая может грозить работодателю.
Соблюдения РТО также требуют Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа. За их нарушения предусмотрен административный штраф.
Если компания является лицензированным перевозчиком, она может получить штраф за нарушение лицензионных требований. Соблюдение РТО входит и в этот перечень. Если же нарушение РТО привело к аварии и нанесению вреда здоровью людей — компанию оштрафуют уже за грубое нарушение лицензионных требований.
Если в результате ДТП, вызванного нарушением РТО, пострадал водитель, его родственники могут взыскать компенсацию.
Наконец, расследование причин ДТП, произошедшего в результате нарушений режима труда и отдыха, может привести к запрету деятельности компании.
Дела по статье 11.23 КоАП могут рассматривать как в полиции, так и в Ространснадзоре.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России
Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.
Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.
У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:
- закупить тахограф;
- заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
- зарегистрировать прибор;
- заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
- назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.
Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.
Поправки установили возможность привлечения к административной ответственности за нарушение режима работы водителя также:
- должностных лиц;
- индивидуальных предпринимателей;
- юридических лиц.
Также изменения разграничили составы в зависимости от признаков нарушения и личности виновного.
Кроме того, произошло увеличение административного штрафа. Оно обусловлено рядом резонансных происшествий на транспорте, а также значительным повышением количества ДТП, в том числе повлекших ранения и гибель людей, на грузовом и пассажирском транспорте.
Отметим, что поправки установили дифференцированный размер штрафа в зависимости от:
- субъекта нарушения;
- характера правонарушения.
С 1 ноября 2021 года ст. 11.23 КоАП РФ называется «Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей».
В режим осуществления трудовой деятельности входят:
- Рабочие дни
- Установление должностей сотрудников, которые трудятся в особом режиме
- Продолжительность рабочего дня
- Количество рабочего дня до выходного дня
Например, сотрудники, осуществляющие деятельность в гибком режиме, имеют право на перерывы в труде, обусловленные характером выполняемых обязанностей.
Режимы труда и отдыха делятся на:
- Сменный
- Суточный
- Недельный
- Месячный
А именно:
- В сменном режиме устанавливается продолжительность единичного периода рабочего времени, начинающегося после прихода работника на рабочее место и заканчивающегося его отбытием, перерывы, которые может позволить работник в течение смены.
- Суточный режим определяет количество смен в сутки. На это число должно делиться число 24.
- Недельный режим обуславливает, сколько дней в неделю работник имеет право отдохнуть, какие это дни (скользящие выходные или же стабильные), кто и как работает (при необходимости) в праздничные дни.
- Месячный режим устанавливает график отпусков сотрудников, длительность отпусков, количество рабочих и праздничных дней.
- Шпаргалки
- ГРЭ
- Государственное управление
- Детская психология
- Психология
- Развитие личности
- Региональное регулирование
- Физика
- Философия
- Экономика и организация труда
- Аттестация и рационализация рабочих мест
- Зарубежный опыт организации оплаты труда. Современные тенденции в организации оплаты труда.
- Коллективные формы организации труда. Классификация бригад.
- Комплексная оценка условий труда
- МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ
- Методика тарификации специалистов
- Начисление коллективного фонда заработной платы бригады и его распределение между рабочими с учетом трудового вклада
- Нормы продолжительности рабочего времени. Виды учёта рабочего времени, их особенности
- Организация труда
- Понятие и виды рабочего времени
- Понятие нормирования труда. Виды норм труда и их характеристика
- Понятие режима труда и отдыха. Виды режимов. Нестандартные режимы
- Понятие трудового процесса. Классификация трудовых процессов
- Понятие условий труда, факторы: опасности и вредности
- Понятие, виды и формы кооперации труда
- Понятие, формы и виды разделения труда. Границы разделения труда
- Понятие, функции и принципы заработной платы
- Расчет годового и среднемесячного фондов рабочего времени
- Расчет номинального, реального и явочного фондов рабочего времени предприятия
- Тарификация
- Тарификация рабочих в РБ
- Тарифная система
- Формы и системы оплаты труда. Понятие, назначение, виды
- Экономика и организация труда
Типичные ситуации и как их решить
Представим, что у вас остается 2 часа рабочего времени и вы уже стоите под огромной разгрузкой на терминале. По независящим от вас обстоятельствам разгрузку начали только через час 40 минут. За 20 минут вас разгрузить физически не смогут. А вам еще нужно забрать документы, выехать с территории предприятия, найти парковку для ночевки.
Уже после того, как отъехали от рампы и забрали CMR, делаете суточную распечатку с тахографа и идите с ней к тому человеку, который отмечал вам CMR. На распечатке с обратной стороны пишете название предприятия, место его расположения, причину, по которой вам пришлось нарушить, и требуете поставить на нее печать. Храните такую распечатку, как если бы это была купюра в 500 евро, потому что штраф за отсутствие такой бумажки будет в разы больше.
По возможности, старайтесь компенсировать время. То есть если вы превысили время вождения или общее рабочее время, скажем, на полчаса, то последующую паузу лучше продлить на час. ЗАчем? Чтобы при проверке вас контролирующими органами вы не выглядели преступником, а предстали адекватным человеком, которому пришлось действовать так, а не иначе. Такая двойная компенсация плюс распечатка с печатью предприятия будет лучшим объяснением вашей адеватности и порядочности.
Другая банальная ситуация: отсутствие свободных мест на паркингах. В зависимости от страны и времени суток, эта проблема будет бить по нервам в течение каждого рабочего дня. Даже начиная поиск свободного паркинга за полчаса до окончания рабочего рвмени, не факт что вы его найдете. Ночевать вдоль дорог нельзя! Поэтому специально предназначенные место придется искать в любом случае, но уже с нарушением.
Нашли место, сделали распечатку, написали артикул с описанием места и ситуации и можно спать спокойно. Только не злоупотребляйте такими лазейками. Местные контролирующие органы отлично знают и разбюираются в такой ситуации. Так, поздним утром и в обед все паркинги почти пустые, и вы уже не сможете сказать что не было свободного места. Думайте головой.