Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц, ИНН

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц, ИНН». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Новая редакция ст. 23 НК РФ не обязывает налогоплательщика подавать сообщение о создании Ф/П. Это означает, что в данном случае не применима ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ. Что касается п. 2 этой правовой нормы, то тут ситуация следующая. После изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ, обязанность по постановке на учет осталась у организаций, создающих ОП (кроме филиалов и представительств); у лиц, получающих доход, облагаемый ЕНВД. Поэтому только эти две группы лиц являются субъектами ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. В итоге получается, что организации, ведущие деятельность через Ф/П без постановки на учет, не попадают под п. 2 ст. 116 НК РФ. В общем, ситуация неоднозначная, а судебной практики пока нет. Мы предлагаем (во избежание ненужных споров с налоговой) сначала получить уведомление о постановке на учет, а потом начинать работу через Ф/П. Изменения в сведения о Ф/П делаются в том же порядке, что и создание.

Что такое налоговый учет?

Система сбора информации о том, какие доходы и расходы были получены в бизнесе в определенный период, называется налоговый учет (НУ). Помимо сбора эта система еще и систематизирует данные, чтобы определить налоговую базу, уточнить, какой налог на прибыль придется платить компании. Расчет ведется зависимо от того, на какой системе работает компания или ИП. Например, если используется общая система налогообложения, рассчитывается налог на прибыль, а если применяется УСН, тогда база рассчитывается по упрощенной схеме.

Если данные собраны, они используются организациями или ИП чтобы правильно составить отчетность, а после этого передать её в ФНС. При этом налоговые органы должны проконтролировать, насколько правильно посчитан налог, достоверны ли переданные данные. Когда это сделано, можно приступать к сбору налога согласно НУ.

Иногда НУ путают с бухгалтерским видом отчетности. Суть налогового учета в том, чтобы правильно оплатить налоги, поскольку они определяются именно на его базе. Тогда как бухучет просто описывает финансовую сторону работу компании и состояние дел на определенный момент. Из-за путаницы, которая возникает, если заменить эти два понятия, могут образоваться серьезные проблемы вплоть до расхождений в прибыли, что облагается налогом. Потому многие пытаются свести к минимуму разницу между показателем налоговых и бухгалтерских отчетов.

Понятие налогового контроля

Правовые основы налогового контроля установлены гл. 14 НК РФ. Налоговый контроль — это вид государственного финансового контроля. Налоговый контроль является институтом такой подотрасли финансового права, как налоговое право. Он реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов. Основу этой деятельности составляют конкретные приемы, средства или способы.

В юридической литературе существует множество определений налогового контроля. Например, О.А. Ногина считает, что налоговый контроль — это составная часть формируемого государством организационно-правого механизма управления, представляющая собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предоставление участниками налоговых правоотношений сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Для полноценного осуществления налоговыми органами функций по налоговому администрированию важно своевременное обеспечение их нужной информацией на постоянной основе.

Отношения по предоставлению участниками налоговых правоотношений сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, регулируются ст. 85, 85.1 и 86 НК РФ. Такие обязанности установлены для следующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц.

1. Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение 5 дней со дня издания соответствующего приказа.

2. В свою очередь органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения или месту жительства не позднее 5 дней со дня нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.

Читайте также:  Постановка на учет по беременности

3. Адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по своему месту нахождения сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

4. Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

5. Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (Росреестр), органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (ГИБДД МВД России), обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах (правах и сделках), зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять вышеназванные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

6. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны сообщать о зарегистрированных фактах рождения и смерти, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, установления и прекращения опеки и попечительства временно пребывающих за границей физических лиц, имеющих регистрацию по месту жительства (месту пребывания) в Российской Федерации, в налоговый орган по месту нахождения МИД России в течение 3 месяцев после регистрации указанных фактов.

Такая информация используется налоговыми органами с целью противодействия уходу от налогов и позволяет им выявить неучтенные доходы, а также установить лиц, которые официально не являются собственниками имущества, но проживают вместе с налогоплательщиком или зарегистрированы по адресу принадлежащего ему объекта недвижимости.

7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 10-го числа каждого месяца сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, т.е. членах названных саморегулируемых организаций. Сведения должны быть представлены о внесенных в сводные реестры членах, исключенных из таких реестров, а также о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

8. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 10-го числа каждого месяца сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, а также о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой.

9. Органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов.

10. Органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц — собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

11. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (Федеральное агентство по недропользованию — Роснедра), обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

12. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (МВД России), обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина следующие сведения: о фактах первичной выдачи или замены паспортов гражданам Российской Федерации и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение 5 дней со дня выдачи нового документа; о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате паспорта гражданина Российской Федерации в течение 3 дней со дня его подачи.

Читайте также:  Проверка исполнительного листа по номеру

Когда организация обязана встать на учет в налоговой инспекции

Постановка на налоговый учет любого юридического лица должна осуществляться с самого его создания. Обратите внимание, что эта обязанность не зависит от того, осуществляет ли это предприятие деятельность и должно ли оно платить налоги и взносы. Сотрудники налоговой службы самостоятельно разошлют во внебюджетные фонды все необходимые для постановки на налоговый учет сведения. Таким образом, предприятие не должно заниматься подачей данных в фонды пенсионного, медицинского и социального страхования.

Это правило не касается постановки на налоговый учет обособленных подразделений, которые сами ведут расчеты с персоналом и начисляют заработную плату работникам.

Пока организация осуществляет свою деятельность, она может обращаться в налоговую для постановки на учет несколько раз. Существуют разные причины для регистрации, а именно:

  • организация только создается;
  • приобретает статус крупнейшего налогоплательщика;
  • открывает обособленное подразделение;
  • начинает функционировать в сфере игорного бизнеса;
  • покупает либо получает недвижимость и/или транспортные средства;
  • переходит на ЕНВД, если это возможно;

Сроки и ответственность при постановке на учет

Представители налогового органа, в который обратился предприниматель или же руководитель компании для постановки его организации на учет в обязательном порядке должны удовлетворить его просьбу. На все про все им отводится пятидневный срок с момента поступления письменного заявления, к которому должны быть прикреплены документы, список которых отражен в пункте первом статьи восемьдесят четвертой Налогового кодекса нашего государства, изучить который перед открытием своего дела следует всем гражданам России.

Постановка на учет в органы налоговой службы Российской Федерации накладывает на обратившееся с подлобной пользой юридическое или же физическое лицо некоторые обязательства, от соблюдения которых собственно и будет в дальнейшем зависеть благонадежность и бесперебойность работы организации.

Ведь при отсутствии претензий со стороны налоговых органов позволяет стремительно развивать мощности производства, оперативно находить новых поставщиков и партнеров по бизнесу, что собственно и приведет к стремительному росту рентабельности компании и ее успешному закреплению не только на отечественном рынке, но и на мировой арене.

И так, налогоплательщик не должен нарушать установленные налоговым кодексом нашей страны нормативы и рамки осуществления добропорядочной уплаты налогов в пользу государства и осуществления в связи с этим всех необходимых отчислений. Например, при нарушении срока постановки на учет до 90 дней, юридическое или же физическое лицо может быть оштрафовано на десять тысяч рублей.

Несвоевременная подача заявления о постановке на учет может привести к наказанию, которое указано в статье 116 НК Российской Федерации, что также доставит мало приятных ощущений коммерсанту.

Стоит отметить, что любые конфликтные ситуации и претензии со стороны налоговых органов могут серьезно подпортить репутацию организации и отрицательно сказаться на всей организации, которая попросту не сможет нормально функционировать и будет вынуждена попросту закрыться.

Налоговый и бухгалтерский учет: в чем разница

Молодые специалисты часто интересуются, как можно сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, в первую очередь следует понять, чем эти формы учета отличаются друг от друга.

Сущность налогового учета мы уже раскрыли выше. А главная его цель для организаций, работающих по общей системе налогообложения, состоит в определении налога на прибыль.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Как оптимизировать налог на прибыль: законные схемы
  • Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
  • Бухгалтерия интернет-магазина: нюансы и подводные камни

Что касается бухучета, то его сущность заключается в получении упорядоченных и задокументированных данных об объектах, перечисленных в действующем ФЗ, в соответствии с критериями, прописанными законом № 402-ФЗ, и последующем составлении финансовой отчетности с использованием этих сведений.

Впоследствии, проанализировав эту бухгалтерскую отчетность, можно сделать выводы о том, насколько успешна деятельность предприятия. Для сравнения, на основании данных налогового учета такую информацию получить нельзя.

Порядок постановки на налоговый учет юридических лиц

Государственная регистрация юридических лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, предполагающий внесение в госреестры данных о создании, реорганизации или упразднении юридических лиц и т. д.

Если речь идет о постановке на налоговый учет только создаваемого юридического лица, то в регистрирующий орган необходимо предоставить такие документы, как:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица, то есть официальное обращение уполномоченного лица;
  • протокол, договор или иной документ, составленный в соответствии с требованиями действующего законодательства и содержащий решение о создании юридического лица;
  • учредительную документацию;.
  • документ, свидетельствующий об уплате госпошлины.В соответствии с ФЗ от 21 марта 2002 г. на всей территории РФ установлена единая госпошлина за регистрацию юридических лиц, составляющая 2 000 рублей.
Читайте также:  Лотерея грин-карт DV-2023: сроки подачи заявки

Заявление о госрегистрации должно быть подписано уполномоченным лицом, а подпись следует заверить у нотариуса. Другими словами, будущему юридическому лицу положено подписывать заявление о регистрации только в присутствии нотариуса, который в свою очередь должен поставить подтверждающий подлинность подписи штамп. Однако сделать это нотариус имеет право только в том случае, если заявитель предоставил свой паспорт.

Способы подачи заявления на регистрацию

Формирование заявки через сайт налоговой службы — самый распространенный способ получения свидетельства. Во вкладке — оформление идентификационного номера, заполняется соответствующее заявление от резидента РФ о его постанове на учет. После его составления оно направляется в ИФНС для дальнейшего рассмотрения.

Получить документ с идентификационным номером налогоплательщика можно лично по месту постоянного пребывания или через представителя по доверенности, предварительно заверенной у нотариуса.

Отслеживать статус заявки пользователь может через личный кабинет. Гражданину будет доступна информация о ИФНС, которая обязана зарегистрировать его, как налогоплательщика.

Заказать уникальный номер налогоплательщика можно следующими способами:

  • На бумаге. Предоставляется, если пользователь направил заявление на оформление свидетельства без ЭЦП.
  • Через электронную почту. При наличии цифровой подписи, ИНН отправляется заявителю в файле, заверенном ЭЦП служащего ИФНС.
  • Заказным почтовым отправлением. Воспользоваться услугой допустимо при наличии цифровой подписи.

Как получить свидетельство о постановке на налоговый учет

Контролю за налогоплательщиками посвящена глава 14 НК РФ . Непосредственно учету и постановке на него посвящены статьи 83 и 84 НК РФ .

Согласно статье 83 НК РФ, становиться на налоговый учет должны все физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Иными словами, должны быть учтены все налогоплательщики. Результатом регистрации в ФНС является присвоение ИНН, или индивидуального номера налогоплательщика. Он представляет собой двенадцатизначную — для физлица и ИП и десятизначную — для юрлица цифровую комбинацию, в которой зашифрован код подразделения ИФНС, где зарегистрировано лицо, а также его индивидуальный номер в реестре налогоплательщиков.

ИНН фиксируется в специальном документе — свидетельстве о постановке на налоговый учет. Он выдается налогоплательщику после его регистрации в ФНС.

Чтобы получить ИНН, необходимо обратиться в ФНС, имея при себе следующие бумаги:

  • заявление по форме № 2-2;
  • паспорт или любое другое удостоверение личности.

Если свидетельство получается на ребенка до 14 лет, необходимо подать заявление, паспорт гражданина, от имени которого оно заполнено, а также свидетельство о рождении ребенка. Что касается иностранных граждан, то они должны предоставить документ, удостоверяющий личность, а также подтверждение законности своего нахождения на территории России. В зависимости от статуса иностранца допускается предоставление разных бумаг. Например, это может быть миграционная карта, миграционный бланк с указанием места регистрации.

Заполнение бланка заявления обычно не составляет никаких трудностей. В него вносятся стандартные паспортные сведения гражданина:

  • фамилия, имя, отчество;
  • номер и серия паспорта;
  • пол и дата рождения;
  • сведения о месте проживания.

Основания постановки на налоговый учет

По общему правилу присвоение номера налогоплательщика заграничным фирмам производится в случаях, если они осуществляют в РФ какую-либо деятельность или владеют имуществом (есть основания для уплаты налогов).

В ст. 83 НК РФ говорится, что присвоение ИНН зарубежной фирме происходит на основании:

  • открытия аккредитованных филиалов и представительств;

  • открытия иных обособленных подразделений;

  • оказания услуг в электронной форме в РФ;

  • приобретения недвижимости и транспортных средств в РФ и др.

Учет налогоплательщиков в налоговых органах

Важно! Под учетом организаций и физлиц в налоговом органе понимают регистрацию налогоплательщиков, целью которой является сбор сведений, требуемых для налогового контроля. Информация о каждом налогоплательщике включается в Единый госреестр налогоплательщиков.

В соответствии с НК РФ, налоговому учету подлежат:

  • организации, которые имеют статус юрлица, а также индивидуальные предприниматели;
  • организации, которые имеют обособленные подразделения;
  • физлица, не являющиеся ИП, если существуют обстоятельства по возникновению обязанностей по уплате налога;
  • налогоплательщики, в собственности которых есть недвижимость или ТС.

Как получить свидетельство

Любая организация в обязательном порядке должна стать на учет в налоговой в течение ближайших десяти дней после регистрации. В противном случае руководитель общества может понести штрафы. Для того чтобы получить ИНН, нужно подать следующие документы:

  • Заявление о постановке на учет (указывается выбранная система налогообложения);
  • Сведения об учредителях;
  • Сведения о представительствах и филиалах;
  • Нотариально заверенные ксерокопии свидетельства о государственной регистрации;
  • Решение о создании организации (для обществ с 1 учредителем) или ксерокопии учредительного соглашения (если учредителей 2 и более);
  • Нотариально заверенную копию устава предприятия;
  • Приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *