Нарушение общественного порядка и ответственность по УК РФ и КоАП РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение общественного порядка и ответственность по УК РФ и КоАП РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По определению УК РФ (схоже с КоАП РФ) хулиганство – это, прежде всего, грубое нарушение общественного порядка. Хулиган в открытую выражает свое неуважения к устоявшимся нормам поведения в обществе , которое влечёт уголовную либо административную ответственность.

Как и любое преступление, хулиганство состоит из:

  1. Субъективной стороны – отношение преступника к содеянному. Сюда входит формы вины – умысел или неосторожность, их виды, мотивы и прочие характеристики психо-эмоционального состояния преступника в процессе реализации своего замысла.
  2. Объективной стороны – то, как преступление выразилось во вне. Действия лица и итоговый результат, если таковой есть.
  3. Субъекта – это сам преступник. Для того чтобы быть им, требуется соответствовать определенным критериям, в числе которых возраст, вменяемость и прочее.
  4. Объекта – то правоотношение, которое поставлено под удар преступными действиями.

Другой комментарий к Ст. 213 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона хулиганства заключается в грубом нарушении общественного порядка, которое выражается в явном неуважении к обществу и совершается: а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо группы.

Грубое нарушение общественного порядка является оценочным понятием, отражающим степень нарушения непосредственного объекта. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» при решении вопроса о наличии в действиях подсудимого грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, судам следует учитывать способ, время, место их совершения, а также их интенсивность, продолжительность и другие обстоятельства (пп. 1).

Явное неуважение к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним.

2. Обязательным признаком объективной стороны (если хулиганство совершается не по указанным в п. «а» ч. 1 мотивам) является применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, под которым следует понимать действия, направленные на использование лицом указанных предметов как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего, а также иные действия, свидетельствующие о намерении применить насилие посредством оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

К предметам, используемым в качестве оружия, могут относиться предметы хозяйственно-бытового назначения (кухонные ножи, топоры и т.п.), а также любые другие предметы, используемые для причинения физического вреда человеку (камень, палка и т.п.).

Составом преступления в данной ситуации охватывается причинение легкого вреда здоровью. Умышленное причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, а также смерти требует дополнительной квалификации по совокупности преступлений.

3. Субъективная сторона хулиганства характеризуется виной в виде прямого умысла и специальными мотивами. Хулиганский мотив (п. «б» ч. 1) выражается в стремлении виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение. Действия, внешне схожие с хулиганскими, но совершенные на почве личных неприязненных отношений, сложившихся между виновным и потерпевшим, не могут квалифицироваться по настоящей статье 213 Уголовного кодекса России. Хулиганство, помимо указанного мотива, может быть совершено по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо группы.

4. Сопротивление представителю власти или иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка (ч. 2), должно оказываться в процессе совершения хулиганских действий. Если же оно оказывается после прекращения хулиганских действий, например в связи с последующим задержанием виновного, то квалификация действий виновного по ч. 2 исключается. В этом случае ответственность может наступать дополнительно по статьям, предусматривающим ответственность за посягательства на представителей власти или за преступления против личности.

Комментарии к ст. 20.1 КОАП РФ

1. Данная статья изложена в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ. В ч. 1 статьи содержится новое понятие мелкого хулиганства. Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Без этого признака не может идти речь о хулиганстве, в том числе и мелком.

Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

2. С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, указанными в статье, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. В прежней редакции статьи не было прямого указания на то, что мелкое хулиганство может сопровождаться уничтожением или повреждением чужого имущества. Однако это компенсировалось тем, что перечень действий не рассматривался как исчерпывающий.

Характер указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу. В иных случаях совершение указанных действий влечет административную ответственность, когда это является самостоятельным правонарушением, например образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества).

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей — на улице, в лесу и т.д.

Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.

3. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Но возможны случаи его совершения с косвенным умыслом. Важным элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей.

4. Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Максимальный размер наказания в виде штрафа в настоящей редакции ч. 1 данной статьи — одна тысяча рублей. Наказание в виде административного ареста установлено, как и было, до пятнадцати суток.

6. В новой редакции статьи есть ч. 2. Она предусматривает ответственность за хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию лиц, указанных в диспозиции этой части статьи.

Конкретный круг лиц, неповиновение законным требованиям которых влечет административную ответственность по ч. 2 данной статьи, приводится в ст. ст. 19.3 и 19.4 Кодекса.

Читайте также:  Как индексируется неиспользованный материнский капитал?

При наличии хулиганства, сопряженного с указанными правонарушениями, дополнительной квалификации и по ст. 19.3 или ст. 19.4 не требуется.

7. Субъект ответственности и субъективная сторона правонарушения, приведенного в ч. 2 статьи, те же, что и по ч. 1. Наказание — в виде штрафа до двух тысяч пятисот рублей. Наказание в виде административного ареста такое же, как и по ч. 1, — на срок до пятнадцати суток.

8. Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста — мировые судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

9. Ответственность за грубое нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 213 УК РФ, а при совершении того же деяния группой лиц по предварительному сговору либо если это связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, — по ч. 2 этой статьи УК РФ.

Комментарий к ст. 20.1 КоАП

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона части первой статьи 20.1 выражается в явном неуважении к обществу, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Мелкое хулиганство характеризуется как нарушение общественного порядка. Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, предусмотренных правом, традициями и моралью общества. К хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении незнакомых или малознакомых людей. Не являются мелким хулиганством действия, основанные на личных неприязненных отношениях и совершаемые в отношении знакомых лиц. От мелкого хулиганства как административного правонарушения следует отличать хулиганство, предусмотренное статьей 213 УК РФ, — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

3. Объективную сторону части второй комментируемой статьи составляют те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка

К представителям власти относится любое лицо, наделенное законодательством правом принимать решения, обязательные для исполнения организационно неподчиненными субъектами. Квалификация по части 2 статьи 20.1 возможна лишь в том случае, если представитель власти или иное лицо исполняли в данный момент обязанности по охране общественного порядка или пресекали нарушение общественного порядка. Неповиновение следует отличать от сопротивления представителям власти, осуществляющим охрану общественного порядка. Сопротивление выражается в очевидном и активном противодействии, в создании препятствий для исполнения представителями власти своих обязанностей. Такие действия квалифицируются по статье 318 УК РФ.

4. Субъектом правонарушения выступают граждане.

5. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел или судьями в том случае, если орган внутренних дел передает его на рассмотрение судье.

Уголовно – исполнительная система России пребывает в настоящее время в сложном организационно – правовом положении. С одной стороны уже заметны явные тенденции к ее реформированию приняты новые законодательные акты впервые на уровне закона закреплены права и обязанности осужденных. С другой стороны российская уголовно-исполнительная система сохраняет основные черты исправительно-трудовой системы предшествующего исторического периода.

Многолетняя практика в области уголовно – исполнительных отношений показывает что цели наказания могут быть реально достижимы не только в результате комплексной воспитательной работы с осужденными но и путем обоснованного индивидуального подхода к вопросам дисциплинарного воздействия на лиц допускающих правонарушения в период отбывания наказания.

В процессе применения мер взыскания к осужденным возникают сложные юридические психолого – педагогические и организационные проблемы нуждающиеся в неотложном разрешении на научно – теоретическом уровне.

Актуальность исследования. Уголовно – исполнительная система должна быть ориентирована на решение задач регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определения эффективных средств исправления осужденных и совершенствования дисциплинарной практики в местах лишения свободы. В этих условиях одной из важнейших задач исправительных учреждений Российской Федерации является укрепление правопорядка и дисциплины среди осужденных с помощью различных организационных, правовых и иных средств, в том числе предусмотренных уголовно – исполнительным правом дисциплинарных мер взыскания, применяемых в случаях необходимости к лицам, нарушающим установленный порядок отбывания наказания.

6 стр., 2956 слов

Процесс демократических преобразований общества, проведение в жизнь принципов социальной справедливости побудили государство к реформированию уголовно – исполнительной системы с целью обеспечения новых, более высоких требований по защите гражданских прав и законных интересов осужденных. При реформировании ставится задача реализации гуманного отношения к осужденным, создания приоритета в стимулировании правопослушного поведения осужденных и одновременно дифференцированного подхода к различным категориям лиц, лишенных свободы. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование правового регулирования мер поощрения и взыскания.

Уровень правового регулирования и результативность правоприменительной практики мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, находятся в зависимости от степени разработанности рассматриваемого правового института в общетеоретическом и отраслевом плане и обусловлены значительным рядом факторов исторического, социального, экономического и иного характера. Учет этих факторов предполагает возможность законодательного совершенствования и повышения эффективности данного института в деятельности исправительных учреждений.

Важное значение в правовом регулировании мер взыскания имеет их классификация. Целесообразно классифицировать меры взыскания по пяти группам. Первую должны составлять взыскания воспитательно – предупредительного характера (например, выговор), которые применяются за незначительные нарушения, характеризующие личную дисциплинированность осужденного (нарушение дисциплины строя и формы одежды).

Ко второй группе относятся взыскания, связанные с лишением определенных материальных благ либо отменяющие осужденным использование какого – либо права (дисциплинарный штраф, отмена права проживания вне общежития и запрещение выхода за пределы общежития в свободное от работы время и т. п.).

Третья группа – это меры взыскания, существенно ограничивающие свободу осужденных в пределах исправительного учреждения (водворение в штрафной изолятор, перевод в помещение камерного типа и т. п.).

Четвертую группу составляют взыскания, связанные с изменениями условий отбывания наказания в пределах одного исправительного учреждения (перевод из обычных в строгие условия отбывания наказания).

В пятую группу входят меры взыскания, связанные с переводом из одного исправительного учреждения в другое (перевод из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет и т. п.) и применяемые судом.

Особо злостное хулиганство (квалифицирующие признаки).

Часть 3 ст. 213 УК РФ предусматривает ответственность за особо злостное хулиганство. Особо отягчающим обстоятельством, в результате которого наступает ответственность по ч. 3 ст. 213 УК РФ, является совершение хулиганства с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Читайте также:  Алименты на содержание ребенка до трех лет

Под признаки этой нормы подпадает любое оружие, которое будет признано таковым экспертным заключением (само понятие «оружие» регулируется Законом об оружии).

Вместе с тем использование во время хулиганских действий в качестве оружия любого предмета образует состав преступления по ч. 3 ст. 213 УК РФ, независимо от того, где и когда этот предмет был взят хулиганом, улучшил ли он его поражающие свойства или нет.По мнению Л. Халдеева редакция диспозиции ч. 3 ст. 213 УК РФ неудачна, т. к. «семантическое толкование понятия «оружие» в ч. 3 ст. 213 УК РФ предполагает только предмет, относящийся собственно к огнестрельному или холодному оружию. В то же время под «предметами» судебная практика понимает любые предметы (лопату, отвертку, палку, камень и т.п.), которые были использованы для причинения вреда здоровью. Эти предметы судебная практика признает орудием преступления, но не оружием».

Основанием для квалификации преступления по ч. 3 ст. 213 УК РФ является применение или попытка применения при совершении хулиганства огнестрельного оружия, любых ножей, кастетов или иного холодного оружия, а равно других предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений, не только в тех случаях, когда виновный с их помощью наносит или пытается нанести телесные повреждения, но и тогда, когда использование указанных предметов в процессе хулиганских действий создает реальную угрозу для жизни или здоровья граждан. Но Постановлением пленума ВС РФ отдельно отмечалось, что специально приспособленными для нанесения телесных повреждений следует признавать предметы, которые были приспособлены виновным для указанной цели заранее или во время совершения хулиганских действий, а равно предметы, которые хотя и не подвергались какой-либо предварительной обработке, но были специально подготовлены виновным и находились при нем с той же целью. Применение или попытка применения предметов, подобранных на месте преступления, которые не были специально приспособлены для нанесения телесных повреждений, в том числе предметов хозяйственно — бытового назначения, не могут рассматриваться как основание для квалификации действий по ч. 3 ст. 213 УК РФ.

Отдельные аспекты ответственности за нарушение правил поведения в общественных местах

Права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ч. 5 ст. 1 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, ратифицированной Российской Федерацией, места общественного пользования означают те части любого здания, земельного участка, улицы, водного пути или других мест, которые доступны или открыты для населения, будь то постоянно, периодически или время от времени, и включают любой коммерческий, деловой, культурный, исторический, просветительский, культовый, государственный, развлекательный, рекреационный или аналогичный объект, который таким образом доступен или открыт для населения.

Таким образом, понятие «общественное место» охватывает любые помещения и территории, предназначенные для нахождения в них людей и обладающие свободным доступом к ним. Определяющим условием при определении отношения места совершения правонарушения к общественному является его доступность для посещения гражданами.

Наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45, явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. При этом важны именно умысел на противопоставление обществу, пренебрежение им.

За совершение мелкого хулиганства закон предусматривает два вида альтернативных наказаний: административный штраф и административный арест.

С другой стороны, не являются мелким хулиганством действия, хотя формально и подпадающие под признаки, описанные в ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, однако основанные на личных неприязненных отношениях, когда лицо не преследует цели нарушения общественного порядка Если конфликт произошел во дворе жилого частного дома, принадлежащего гражданину, а действия, основанные на личных неприязненных отношениях, произведены в отношении членов семьи, родственников, знакомых, сослуживцев по бытовым мотивам, то они не могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство. Земельный участок, находящийся в пользовании физического лица, на котором расположен жилой дом, не является общественным местом применительно к требованиям действующего законодательства.

Другим достаточно актуальным и распространенным административным правонарушением является ст. 20.2.2 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.2.2 КоАП РФ.

Ключевым здесь является факт создания помех движению пешеходов, автомобилей или доступу граждан к объектам социальной инфраструктуры, совершенный в общественном месте.

Так, будет правильной квалификация действий лиц по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, выразившихся в том, что они находились в пешеходной зоне, в количестве 15 человек, которые прибыли к дому своего знакомого с целью помешать проведению сотрудниками полиции предупредительно-профилактических мероприятий в отношении последнего.

А вот действия лица, игравшего на музыкальном инструменте в общественном месте и собравшего тем самым вокруг себя группу людей, не могут быть квалифицированыпо ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, так как факт одновременного пребывания граждан в количестве примерно 10 человек на улице около дома сам по себе не свидетельствует о затруднении перемещения пешеходов и ограничении их доступа к объектам социальной инфраструктуры. В данном случае отсутствует у лица умысел именно на организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, равно как и доказательств фактического выполнения им организационно-распорядительных функций по организации такого мероприятия.

Административное хулиганство

Действия, нарушающие общественный порядок, в зависимости от ряда характеристик могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство или как более серьёзное преступление. К мелкому хулиганству обычно относят действия, совершённые в общественном месте, и принёсшие незначительный урон. Ответственность за такие действия будет назначена в соответствии с административным правом.

Читайте также:  Программа кешбэка в детские лагеря Подмосковья

К мелкому хулиганству относится:

  • Нецензурная брань. Как правило, такое правонарушение совершают в состоянии алкогольного опьянения.
  • Навязчивые просьбы дать денег, познакомиться и т.п.
  • Бессмысленное повреждение имущества. Обычно под «горячую руку» попадают скамейки, урны и иные объекты общественной инфраструктуры. Но если у хулигана был конкретный умысел для совершения таких действий, то его действия будут квалифицированы по статье вандализм.

Часто в действиях хулигана содержатся сразу несколько видов правонарушений. Наказание назначается, исходя из размера причинённого ущерба:

  • Штраф от 500 до 1000 рублей.
  • Арест на 15 суток.

Человек может нарушить принятые нормы поведения случайно без намерения причинить неудобства окружающим и ущемить их законные права и интересы, в таком случае, профилактической беседы, инициатором которой может быть любой социально – активный гражданин, оказывается достаточно для исправления ситуации. Неосведомленность человека может служить оправданием, а его взаимопонимание, при замечаниях со стороны, является показателем адекватной реакции на наличие норм общественного порядка и готовности их соблюдать.

Намеренное нарушение правил поведения и взаимодействия с окружающими, вне зависимости от причин, является социально – опасным явлением, так как подобные индивиды угрожают благосостоянию окружающих и общественной собственности.

О понятии и видах преступлений против общественного порядка поговорим далее.

Хулиганство (ст. 213 УК). Отличие от вандализма

Хулиганство является одним из распространенных преступлений, общественная опасность которого заключается в том, что оно, посягая на общественный порядок, нарушает спокойствие граждан, условия их труда, быта и отдыха; нарушает жизненно важные права и свободы человека (здоровье, честь, достоинство; законные интересы организаций, учреждений). Нередко хулиганство приводит к совершению других, более тяжких преступлений против личности, собственности и т.п.

Основной непосредственный объект преступления — общественный порядок как элемент общественной безопасности. Под общественным порядком следует понимать систему отношений между людьми, правил поведения, общежития, установленных социальными нормами: нормативными актами, обычаями, традициями, нормами морали, обеспечивающими обстановку спокойствия, защищенности личности в различных сферах жизнедеятельности.

Дополнительным объектом преступления является здоровье, честь, достоинство, телесная неприкосновенность представителей власти, граждан, пресекающих нарушение общественного порядка.

Объективная сторона хулиганства выражается в грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, совершенном с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Таким образом, объективная сторона хулиганства включает три признака деяния: грубое нарушение общественного порядка; явное неуважение к обществу; применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Под грубым нарушением общественного порядка следует понимать такие действия лица, которые причиняют существенный вред порядку, нравам и интересам человека, интересам организации, учреждения (срыв массовых мероприятий, временное прекращение работы транспорта, учреждения, нарушение покоя граждан в ночное время и т.д.). Этот признак тесно согласуется с другим необходимым признаком состава хулиганства: действия лица выражают явное неуважение к обществу, т.е. открыто, очевидно для всех (с точки зрения общепринятых норм нравственности) проявляют пренебрежительное отношение лица к правилам поведения, к личности человека, его чести, достоинству (проявление бесстыдства, издевательство над больными, беспомощными лицами, глумление над личностью и т.п.).

Необходимым признаком уголовно наказуемого хулиганства является применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Под применением оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия, понимается реальное использование или попытка использования, а также демонстрация этих средств при совершении хулиганских действий в целях запугивания потерпевших.

Под оружием понимается любой вид оружия, о котором говорится в Федеральном законе «Об оружии».

Предметы, используемые в качестве оружия, — это любые предметы, которыми можно причинить вред здоровью, как специально приготовленные, приспособленные для этого (велосипедные цепи, городошные биты и т.д.), так и предметы хозяйственно-бытового назначения (топор, шило, отвертка, вилы, молоток, лопата, лом и др.). Таковыми могут быть и предметы, подобранные на месте преступления (камень, палка).

Местом совершения хулиганства бывают, как правило, общественные места (транспорт, кинотеатр, кафе, парк, улица), однако могут быть и безлюдные места (лес, пустырь, отдельная квартира), где присутствуют только хулиган и лицо, в отношении которого совершаются эти действия.

С субъективной стороны это преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает, что грубо нарушает общественный порядок, проявляет явное неуважение к обществу, что применяет оружие или предметы, используемые в качестве оружия, и желает совершить эти действия.

Обязательным признаком преступления является хулиганский мотив.

Из-за того, что вандализм считается менее тяжелым преступлением, чем хулиганство, наказания за него смягчены.

Человек, который занимается осквернением памятников, может получить три месяца ареста, год исправительных работ, не более 360 ч – обязательных или выплату штрафа около 40 тыс. рублей. Если нарушитель не способен предоставить всю сумму, суд может заставить его отдавать какую-то долю от зарплаты в течение 3 месяцев.

Действия, классифицируемые как вандализм, могут выполняться как группой людей, так и отдельно каким-либо гражданином. Если же они осуществлены с желанием ущемить определенную расу, политическое направление, национальность и так далее, то суд может использовать одно наказание из трех (ограничение свободы, полное ее лишение, принудительные исправительные работы). То, какое будет выбрано, зависит от тяжести преступления. Максимальный срок каждого наказания – 3 года.

Рисунки на домах или в других местах, которые несут отрицательный смысл, являются пропагандирующими и так далее, можно вполне называть хулиганством, за что любой человек понесет ответственность. Вандализм в данном случае проявляется в порче имущества обычного гражданина или государства.

Широко распространен теггинг. Что это такое? Теггинг – процесс нанесения подписи автора на любую поверхность. Делается это за несколько секунд, так как человек быстро привлекает к себе внимание.

За бомбинг также есть возможность получить срок или штраф. Ничем особым эта техника не выделяется. Она отличилась тем, что автор(ы) использует(ют) лишь два цвета краски. Одна необходима для общей заливки, вторая – для контура.

Сейчас ведутся споры, граффити – это искусство или все же вид вандализма? Зачастую авторы получают по заслугам лишь в том случае, если их рисунок несет негативный смысл. Правоохранительные органы редко занимаются ребятами, которые просто нанесли какой-то незамысловатый и ничем не примечательный узор на забор.

Последние изменения в уголовной статье № 213

Последний раз статья закона по уголовному хулиганству претерпевала изменения в апреле 2020 году. Добавился новый вид такого преступления, который совершается в поездках или перелетах на разных видах транспорта. Например, хулиганство в самолете, либо на борту морского судна. Такая необходимость возникла после того, как стали учащаться случаи неадекватного поведения пассажиров. Даже были зафиксированы неоднократные прецеденты с использованием взрывчатых устройств, применением оружия, что в свете ч.3 ст.213 УК РФ пресекается путем лишения свободы на 5-8 лет за деструктивное хулиганство.

Какие бы виды данного преступления ни регистрировались, каков бы ни был состав происшествия, если имеются признаки уголовно наказуемого хулиганства, будет задействована статья № 213.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *